Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Метапредметный подход к обучению русскому языку в школе

Метапредметный подход к обучению русскому языку в школе

Содержательный аспект современного языкового образования, отраженный в новых стандартах, предполагает рассмотрение изучения русского языка в школе как пути развития личности, овладения ею различными функциональными умениями и навыками, востребованными практикой общественной коммуникации. Для реализации такой цели языкового образования необходимо менять систему требований к результатам освоения учебной дисциплины, выделяя в них не только предметный компонент, но и метапредметный, ориентированный на общеучебные навыки, востребованные в любых сферах познавательной деятельности.

Определение 1

Метапредметный подход в обучении русскому языку представляет собой такой аспект методической реализации языкового образования, при котором целью обучения становится развитие различных сторон личности: познавательной, коммуникативной, эмоционально-волевой, ценностной, что делает образование личностно значимым для каждого обучающегося.

Технология метапредметного подхода базируется на признании того, что общеучебные умения, развиваемые благодаря языковому образованию, имеют большую ценность и значимы в структуре личностных навыков, поэтому их развитию стоит уделять приоритетное внимание. Сформированные общеучебные навыки являются «ключом» к успешному усвоению предметного содержания учебной дисциплины, что позволяет повысить качество подготовки по русскому языку.

Метапредметные навыки, формируемые в ходе обучения русскому языку, включают четыре составляющих:

  1. Познавательные, связанные с развитием мыслительной функции, а также необходимых интеллектуальных операций, используемых для изучения материала.
  2. Регулятивные, предполагающие владение организационной стороной учебной деятельности, включая аспекты планирования, а также реализации и контроля.
  3. Коммуникативные, связанные с развитием умений и навыков свободного общения в процессе совместной деятельности.
  4. Личностные, формирующие базовые ценности и нормы личности, которыми она руководствуется в своем поведении.
«Метапредметный подход к обучению русскому языку в школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Формирование метапредметных навыков в ходе обучения русскому языку

Роль каждого их компонентов метапредметных навыков в языковом образовании чрезвычайно важна. При этом язык и речь выступают средствами развития каждого из этих направлений:

  1. Познавательные умения развиваются под влиянием использования языка как средства познания действительности. Язык является предметом изучения на уроках русского языка, однако он выступает как метаописательная система, с помощью которой учащийся познает лингвистические закономерности. Поэтому так важны приемы и принципы интеллектуальной деятельности на уроке русского языка, технологии развития критического мышления, которые способствуют выработке культуры мышления.
  2. Регулятивные умения формируются в процессе решения лингвистических задач как внутренний план действий, который осуществляет ученик. Так, усвоение орфограммы требует от учащегося осознанности при применении орфографической нормы, умения разбивать орфографическую задачу на ряд простых операций, последовательно их осуществлять, а также контролировать выполнение задания в процессе его осуществления и в конце деятельности. Словесный контроль, которым овладевает человек в первые годы своей жизни, получает дальнейшее развитие в школьном обучении, при этом вербальная составляющая контроля складывается и под влиянием осознанного подхода к изучению русского языка.
  3. Коммуникативные навыки связаны с использованием языка как инструмента общения, самовыражения, налаживания контактов в совместной деятельности. Это чрезвычайно важный аспект, формирующийся на уроках русского языка, способствует успешной коммуникации в будущем, формирует принципы уважения к чужой позиции, культуры аргументации.
  4. Личностные результаты отражают изменения, происходящие в ценностно-ориентационной сфере под влиянием изучения русского языка. Это касается не только формирования «экологического» лингвистического сознания, стремления к сохранению чистоты речи, но и развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, активность в решении задач, защите своей позиции.

Организация урока русского языка в свете метапредметного подхода

Обучающийся, демонстрирующий высокий уровень сформированности метапредметных навыков, как правило, постоянно включен в структуру современного урока, в котором применяются следующие принципы:

  1. Цель учебной деятельности формируется в совместной работе учебной группы, направленной на решение учебного затруднения или анализ зоны «разрыва» между знанием и незнанием.
  2. Процесс обучения происходит в активной форме, когда обучающиеся самостоятельно под контролем учителя усваивают содержание учебного материала, решая различные практические задачи, наблюдая, сопоставляя языковые выводы, работая с теоретическим материалом.
  3. Работа на уроке организуется в микрогруппах, каждая из которых представляет собой звено в решении общей учебной задачи.
  4. Коммуникации и обмен результатами работы между микрогруппами является необходимой составляющей обучения.
  5. Результаты обучения включают не только предметную обученность, но и эмоционально- ценностную составляющую урока: чем он был полезен обучающемуся; какие чувства и настроение вызвал.

Таким образом, реализация метапредметного подхода в обучении русскому языку в школе позволяет выстроить учебную деятельность на уроке более эффективно и содействовать процессу непрерывного развития личности обучающегося.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 08.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot