Культура безопасности – это постановка проблем безопасности на приоритетную позицию в деятельности отдельной личности и организации, а также выработка социально-безопасных направлений поведения.
Культура безопасности начинает формироваться с детства. Ее развитию необходимо уделять особое внимание. Культура безопасности является залогом социальной защиты ребенка и безопасности его жизнедеятельности.
Воспитание основ культуры безопасности осуществляется семьями. Без родителей ребенка, их активного участия дошкольной образовательной организации не удастся сформировать основы культуры безопасности у дошкольников.
Функциональная роль семьи в развитии культуры безопасности у дошкольников
Семья является ведущим институтом воспитания. Воспитание личности начинается в семье. Здесь же происходит социальное становление и развитие ребенка, его приобщение к социальным и культурным ценностям. Те знания и нормы поведения, которые закладываются в сознании ребенка с детства, в условиях семьи, являются нерушимыми основами будущего поведения и развития ребенка, сохраняются в его памяти и сознании на протяжении всей жизнедеятельности.
Семья несет ответственность за развитие и безопасность своего ребенка. Именно поэтому, в семье должны быть заложены основы физического, нравственного, интеллектуального, эстетического развития ребенка, сформированы навыки безопасной жизнедеятельности.
В семье закладываются следующие аспекты культуры безопасности:
- Мотивация к безопасной жизнедеятельности.
- Основные навыки безопасного поведения в различных социальных ситуациях.
- Психологическая готовность к решению трудностей, преодолению опасных ситуаций.
- Готовность к попаданию в опасные ситуации разного рода и нахождению выхода из них.
Эти аспекты культуры безопасности являются ее фундаментом развития. Поэтому, они могут быть заложены только в условиях семьи. Дошкольная образовательная организация дает теоретические знания в области источников опасности и способов их преодоления, а также профилактики. Что касается психологических аспектов безопасности и готовности к разнородным опасностям, то она формируется родителями ребенка. Родители приобщают ребенка к общей культуре, культурным ценностям и закладывают основы культуры безопасности. Это является не только их прямой обязанностью с юридической точки зрения, но и важной потребностью: желание защитить своего ребенка, научить его предотвращать и преодолевать различные опасности.
Система семейного воспитания имеет свои особенности в каждой семье. Это обуславливает разную направленность воспитания и особенности формирования культуры безопасности. Родители формируют культуру безопасности поведения ребенка на основании:
- Контроля за поведением и деятельностью ребенка.
- Демонстрации личного примера культурного и ответственного поведения, соблюдения правил безопасности в разных ситуациях.
- Применения запретов и ограничений в отношении различных действий ребенка.
- Обучения ребенка регулярному соблюдению правил безопасности в разных жизненных ситуациях.
- Выдвижения постоянных и непременных требований к деятельности ребенка, которые необходимо неукоснительно соблюдать.
Следует обратить внимание на то, что излишний контроль и недоверие к ребенку не способствуют формированию психологических механизмов самостоятельного и ответственного поведения, соблюдению правил безопасности жизнедеятельности. Для эффективного воспитания культуры безопасности, требуется избегать гиперопеки и попустительского стиля воспитания.
Противоречия во взаимодействии семьи и ДОУ при воспитании культуры безопасности
Для создания условий полноценного формирования культуры безопасности дошкольника, требуется тесное сотрудничество и взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации. Оно лежит в основе формирования воспитательной компетентности родителей во всех направлениях и аспектах воспитательной работы с детьми и ориентировано на педагогическое сопровождение семьи.
При всей необходимости взаимодействия семьи и ДОУ в формировании культуры безопасного поведения, наблюдается возникновение ряда противоречий, возникающих в воспитательном процессе по формированию культуры безопасности дошкольника. К ним относятся:
- Социальные требования общества к структуре и способам организации безопасности дошкольника сталкиваются с неготовностью их выполнения ДОУ и родителями. Это возникает вследствие недостаточной готовности обеих сторон к обеспечению полноценной безопасности ребенка, неспособности к достижению положительного взаимодействия, выработке единой направленности воспитания обоих сторон, неспособности педагогов привлечь родителей к воспитанию и сформировать у них педагогическую компетентность, а также нежелания родителей прислушиваться к мнению педагогов в отношении безопасности жизнедеятельности их ребенка и коррекции своего поведения в данной области.
- Наличие необходимости создания условий для обновления образовательных программ ДОУ в части безопасности реализации образовательного процесса, в основе которых закладывается связь безопасности дошкольника со стилем семейного воспитания и гендерной принадлежностью сталкивается с проблемой не проработанности данного вопроса т.е. теоретическая база данной проблемы не разработана.
- К педагогам ДОУ выдвигаются требования по организации педагогического сопровождения семей по вопросам безопасности жизнедеятельности детей. Однако, отсутствует методическая база по решению данного вопроса, т.е. не имеется оптимальных рекомендаций по организации сопровождения семей педагогами в области развития культуры безопасности.
Решение данных противоречий требует создания открытого образовательного пространства в ДОУ, диагностирования особенностей воспитательного процесса в каждой семье, построения безопасного образовательного пространства дома и в ДОУ, доброжелательного общения педагогов с родителями и их привлечение к безопасному поведению в разных ситуациях и ответственному отношению к безопасности своего ребенка.