Учебное проектирование – это совместная творческая, игровая или учебно-познавательная деятельность участников образовательного процесса, направленная на изменение у них качественных и количественных показателей результатов обучения.
Виды учебного проектирования
В настоящее время теория и практика учебного проектирования выделяет следующие виды проектов:
По количеству участников:
- Индивидуальные проекты – участие принимает один учащийся, тема проекта определяется в соответствии с его интересами, творческим потенциалом, стремлением в самоутверждении.
- Парные и групповые проекты – предусматривают участие двух и более участников, обучают работе в коллективе, умению координировать собственные силы для достижения общего результата.
По характеру деятельности:
- Исследовательские проекты – представлены в виде научных исследований, используются при организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
- Творческие проекты – направлены на выработку новых и оригинальных продуктов, идей и т.д., представляемых в творческой форме (отчеты, презентации, видеофильмы и др.).
- Информационные проекты – предполагают сбор определенной научной информации, необходимой для организации эффективного образовательного процесса. Могут быть представлены в виде буклета, коллажа и т.п.
По типу сферы применения: технические, гуманитарные, естественно-научные и социальные проекты.
По типу исследуемой проблемы: теоретические и практические проекты.
По отношению к учебной дисциплине:
- Монопредметные проекты – реализуемые в рамках одного учебного предмета.
- Межпредметные проекты – осуществляемые в процессе изучения одного предмета, во взаимосвязи с другими.
- Надпредметные проекты – реализуемые вне рамок учебных предметов.
По срокам выполнения:
- Краткосрочные проекты – разрабатываются в течение нескольких учебных занятий, либо в рамках самостоятельной работы учащихся.
- Проекты средней продолжительности – работа над проектом занимает время от одной недели до месяца.
- Долгосрочные проекты – работа над проектом осуществляется в течение нескольких месяцев.
Таким образом, выбор необходимого типа проекта зависит от поставленной педагогом цели и имеющегося свободного времени. Вне зависимости от того, какой вид проекта реализуется, этапы организации являются стандартными для всех.
Характеристика этапов учебного проектирования
Основные этапы технологии учебного проектирования:
Поиск и формулировка проблемы, которая требует решения:
- Анализ нерешенных проблем, изложение проблемной ситуации, выявление актуальной проблемы;
- Постановка задач, разработка методологического аппарата проекта, подбор методических средств, рекомендаций, материалов и т.д.
Основная задача педагога на данном этапе: осознание учащимися значимости исследуемой проблемы, создание мотивации на поиск решения.
Организация творческих групп для работы над проектом:
- Деление учащихся на пары, либо определение индивидуального задания;
- Творческие группы создаются на основании добровольности, общих интересов, потребностей, умений и т.д.
- Непосредственное планирование работы над проектом:
- Определение актуальных источников информации по проблеме проекта;
- Определение наиболее эффективных методов и средств, сбора и анализа информации;
- Определение способа представления окончательного результата проекта;
- Определение и установление критериев оценивания проекта;
- Распределение между участниками обязанностей.
Поиск и сбор необходимой учебной и научной информации по проблеме проекта.
На данном этапе осуществляется непосредственная исследовательская деятельность участников проекта, в соответствии с составленным заранее планом. Основным требованием этого этапа является обязательное наличие различных источников информации и методов по ее получению (анкета, опрос, беседа, наблюдение, печатные и интернет издания, СМИ и т.д.).
Анализ полученной в ходе исследования информации.
На этом этапе участники проекта совместно обсуждают исходные материалы исследования, а также полученные на их основании результаты, рассматривают общий ход проекта и достижение поставленной цели.
Оформление результатов проекта и их последующее представление публике:
Выбор наиболее эффективного способа представление полученных результатов, а также освещение проделанной работы. В зависимости от типа и вида проекта, представление может быть осуществлено: письменно (отчет, доклад и т.д.), в виде презентации, видеофильма, макета, технического устройства и т.д.;
Представление отчета может быть осуществлено во время учебного занятия, либо это может быть открытая защита проекта для широкой публики (конференции, чтения, семинары и т.д.).
Оценка и анализ проделанной над проектом работы.
На данном этапе обязательно предусмотрено выполнение следующего вида работ:
- Групповая рефлексия всех авторов проекта, осуществление самоанализа процесса работы и полученных результатов собственной деятельности;
- Оценка и анализ качества проделанной работы и проекта в целом, осуществляемая другими учащимися, педагогом и возможно приглашенными экспертами.
Таким образом, технология учебного проектирования значительно изменяет роль и позицию педагога в учебном процессе. Из лица, которое авторитарно преподносит учащимся знания, довольно часто уже в готовом виде, он превращается в организатора интересной и познавательной исследовательской деятельности, выполняя роль помощника и консультанта. Основными задачами педагога становится оказание всесторонней помощи учащимся в получении необходимых знаний и умений на всех этапах проекта, организации компетентного и системного руководства организованной деятельности, поддержка интереса и мотивации на выполнение работы.