Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Этапы учебного проектирования по технологии

Определение 1

Учебное проектирование – это совместная творческая, игровая или учебно-познавательная деятельность участников образовательного процесса, направленная на изменение у них качественных и количественных показателей результатов обучения.

Виды учебного проектирования

В настоящее время теория и практика учебного проектирования выделяет следующие виды проектов:

  1. По количеству участников:

    • Индивидуальные проекты – участие принимает один учащийся, тема проекта определяется в соответствии с его интересами, творческим потенциалом, стремлением в самоутверждении.
    • Парные и групповые проекты – предусматривают участие двух и более участников, обучают работе в коллективе, умению координировать собственные силы для достижения общего результата.
  2. По характеру деятельности:

    • Исследовательские проекты – представлены в виде научных исследований, используются при организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
    • Творческие проекты – направлены на выработку новых и оригинальных продуктов, идей и т.д., представляемых в творческой форме (отчеты, презентации, видеофильмы и др.).
    • Информационные проекты – предполагают сбор определенной научной информации, необходимой для организации эффективного образовательного процесса. Могут быть представлены в виде буклета, коллажа и т.п.
  3. По типу сферы применения: технические, гуманитарные, естественно-научные и социальные проекты.

  4. По типу исследуемой проблемы: теоретические и практические проекты.

  5. По отношению к учебной дисциплине:

    • Монопредметные проекты – реализуемые в рамках одного учебного предмета.
    • Межпредметные проекты – осуществляемые в процессе изучения одного предмета, во взаимосвязи с другими.
    • Надпредметные проекты – реализуемые вне рамок учебных предметов.
  6. По срокам выполнения:

    • Краткосрочные проекты – разрабатываются в течение нескольких учебных занятий, либо в рамках самостоятельной работы учащихся.
    • Проекты средней продолжительности – работа над проектом занимает время от одной недели до месяца.
    • Долгосрочные проекты – работа над проектом осуществляется в течение нескольких месяцев.
Замечание 1

Таким образом, выбор необходимого типа проекта зависит от поставленной педагогом цели и имеющегося свободного времени. Вне зависимости от того, какой вид проекта реализуется, этапы организации являются стандартными для всех.

Характеристика этапов учебного проектирования

Основные этапы технологии учебного проектирования:

  1. Поиск и формулировка проблемы, которая требует решения:

    • Анализ нерешенных проблем, изложение проблемной ситуации, выявление актуальной проблемы;
    • Постановка задач, разработка методологического аппарата проекта, подбор методических средств, рекомендаций, материалов и т.д.

    Основная задача педагога на данном этапе: осознание учащимися значимости исследуемой проблемы, создание мотивации на поиск решения.

  2. Организация творческих групп для работы над проектом:

    • Деление учащихся на пары, либо определение индивидуального задания;
    • Творческие группы создаются на основании добровольности, общих интересов, потребностей, умений и т.д.
    • Непосредственное планирование работы над проектом:
    • Определение актуальных источников информации по проблеме проекта;
    • Определение наиболее эффективных методов и средств, сбора и анализа информации;
    • Определение способа представления окончательного результата проекта;
    • Определение и установление критериев оценивания проекта;
    • Распределение между участниками обязанностей.
  3. Поиск и сбор необходимой учебной и научной информации по проблеме проекта.

    На данном этапе осуществляется непосредственная исследовательская деятельность участников проекта, в соответствии с составленным заранее планом. Основным требованием этого этапа является обязательное наличие различных источников информации и методов по ее получению (анкета, опрос, беседа, наблюдение, печатные и интернет издания, СМИ и т.д.).

  4. Анализ полученной в ходе исследования информации.

    На этом этапе участники проекта совместно обсуждают исходные материалы исследования, а также полученные на их основании результаты, рассматривают общий ход проекта и достижение поставленной цели.

  5. Оформление результатов проекта и их последующее представление публике:

    Выбор наиболее эффективного способа представление полученных результатов, а также освещение проделанной работы. В зависимости от типа и вида проекта, представление может быть осуществлено: письменно (отчет, доклад и т.д.), в виде презентации, видеофильма, макета, технического устройства и т.д.;

    Представление отчета может быть осуществлено во время учебного занятия, либо это может быть открытая защита проекта для широкой публики (конференции, чтения, семинары и т.д.).

  6. Оценка и анализ проделанной над проектом работы.

    На данном этапе обязательно предусмотрено выполнение следующего вида работ:

    • Групповая рефлексия всех авторов проекта, осуществление самоанализа процесса работы и полученных результатов собственной деятельности;
    • Оценка и анализ качества проделанной работы и проекта в целом, осуществляемая другими учащимися, педагогом и возможно приглашенными экспертами.

Таким образом, технология учебного проектирования значительно изменяет роль и позицию педагога в учебном процессе. Из лица, которое авторитарно преподносит учащимся знания, довольно часто уже в готовом виде, он превращается в организатора интересной и познавательной исследовательской деятельности, выполняя роль помощника и консультанта. Основными задачами педагога становится оказание всесторонней помощи учащимся в получении необходимых знаний и умений на всех этапах проекта, организации компетентного и системного руководства организованной деятельности, поддержка интереса и мотивации на выполнение работы.

Дата последнего обновления статьи: 26.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot