Досуговая деятельность – это осознанная активная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности
Понятие и сущность досуговой деятельности
Досуговая деятельность является объектом изучения достаточно широкого круга общественных наук, таких как философия, социология, педагогика, психология и т.д. Каждая из данных наук привносить в понимание досуговой деятельности что-то свое. Так, в некоторых науках понятие «досуг», «досуговая деятельность» и «свободное время» используются как синонимы.
В педагогике досуговая деятельность часто приравнивается к понятиям «свободное время», «внешкольная или внеклассная работа». Однако необходимо различать данные понятие друг от друга, так как они различны по содержанию.
Досуговая деятельность может осуществляться как в домашних условиях, так и в специально созданных для этого учреждениях (дома творчества, клубы, музеи, библиотеки и т.п.). Основная задача данных учреждений – создание необходимых условий для организации интересной и познавательной досуговой деятельности детей и взрослых.
Досуговая деятельность подразделяется на несколько взаимосвязанных между собой групп деятельности человека:
- Обучение и самообразование – включает в себя разнообразные формы коллективного и группового освоения культуры, посещение культурно-досуговых мероприятий, музеев, чтение книг, просмотр телепередач и театральных постановок, прослушивание радио и т.д.
- Разнообразные формы общественной и любительской деятельности – представлены самодеятельными увлечениями (хобби) и занятиями, спортом, физической культурой, туризмом, экскурсиями и т.п.
- Общение с окружающими людьми, в рамках товарищеских встреч, посиделок в кафе, ресторанах или дома, игры и занятия с детьми и т.п.
- Пассивные формы отдыха.
Структура досуговой деятельности включает в себя:
- процесс самообразования;
- процесс приобщения к культуре и культурным ценностям;
- процесс общения с окружающим по интересам;
- активная общественная деятельность;
- научно-техническое и любительское творчество;
- художественная и эстетическая самодеятельность;
- процесс взаимодействия с детьми;
- пассивный отдых.
На основании понятия и структуры досуговой деятельности выделяют следующие её основные характеристики:
- Имеет четко выраженные социальные, физиологические и психологические аспекты.
- Основана на добровольном выборе вида деятельности и степени ее активности.
- Предусматривает свободную творческую деятельность, не ограниченную какими-либо временными рамками.
- Направлена на формирование и развитие личности человека.
- Способствует саморазвитию, самоутверждению и самовыражению через определенный вид деятельности, который человек выбирает самостоятельно.
- Направлена на стимулирование творческой активности и инициативности человека.
- Предусматривает удовлетворение творческих потребностей человека.
- Обеспечивает хорошее настроение и удовлетворение от реализованной деятельности.
- Направлена на самовоспитание личности.
Принципы досуговой деятельности
Основные принципы организации досуговой деятельности:
- Принцип доступности и всеобщности – направлен на предоставление возможности приобщения и вовлечение в досуговую деятельность всех без исключения, с целью удовлетворения творческих потребностей человека.
- Принцип самодеятельности – направлен на обеспечение высокого уровня достижений в коллективной или индивидуальной деятельности, основан на творческой активности участников досуговой деятельности, их инициативности и увлеченности конкретным делом.
- Принцип индивидуального подхода – предусматривает учет индивидуальных потребностей, интересов, запросов, способностей, возможностей, склонностей, а также психологических и физиологический особенностей каждого участника досуговой деятельности.
- Принцип направленности и систематичности – предусматривает осуществление досуговой деятельности на основании последовательного и планомерного сочетания с иными видами деятельности (трудовой, учебной и т.д.).
- Принцип преемственности – предусматривает оказание культурного влияния на подрастающее поколение, активизацию взрослых на участие в организованной культурно-досуговой деятельности, передачу социального опыта подрастающему поколению.
- Принцип занимательности – направлен на создание «легкой» и непринужденной эмоциональной атмосферы, способствующей эффективному процессу общения и взаимодействия между участниками досуговой деятельности.
Таким образом, опора на принципы организации досуговой деятельности способствует эффективности реализации её основных функций и решению поставленных задач.
Виды досуговой деятельности
Различают следующие виды досуговой деятельности, поделенные на группы:
- 1 группа – связана с восстановление различных сил человека. Представлена прогулками на свежем воздухе, разнообразными играми, развлечениями и иными видами активной двигательной деятельности.
- 2 группа – направлена на повышение эрудиции и приобщению к духовным ценностям. Представлена чтением книг, просмотром телепередач, посещением театров, музеев, выставок и т.д.
- 3 группа – направлена на развитие духовных сил и способностей человека, через его активную творческую деятельность. Представлена такими видами досуговой деятельности как научно-исследовательская, художественно-театральная, техническая, спортивно-игровая и прикладная виды деятельности.
- 4 группа - направлена на удовлетворении потребности человека в общении. Включает в себя такие виды деятельности как культурные встречи, танцы, тематические вечера, дискотеки, кружки, клубы и т.д.
- 5 группа - связана с целенаправленной творческой деятельностью. Представлена смотрами, конкурсами, летними лагерями, туристическими походами, клубными объединениями и т.д.