Необходимость применения дифференцированного подхода в обучении
Использование дифференцированного подхода в обучении детей младшего школьного возраста математике в настоящее время становится все более актуальным и востребованным. Обусловлено это тем, что школьники имеют разный уровень начальной подготовки и обучаемости, а также индивидуальные способности в данной области.
По мнению Л.С. Выготского именно дифференцированный подход обеспечивает необходимое сотрудничество между учащимся и педагогом, которое способствует постепенному формированию у детей знаний, умений и навыков, а такого личностного качества как самостоятельность.
Принцип дифференциации обучения, является одним из основных принципов обучения математике в начальной школе, так как позволяет педагогу всесторонне изучить учащихся, узнать их интересы и способности в области математики.
Дифференцированный подход в обучении математике позволяет педагогу «разделить» учащихся на группы, в зависимости от уровня их мотивации на получение новых знаний и тем самым организовать более эффективный процесс образования:
- Учащиеся с низкой мотивацией – требуется особая форма организации учебной деятельности. Задача педагога заинтересовать детей, удержать их внимание на предъявляемом учебном материале.
- Учащиеся с высокой мотивацией – требуют особого внимания педагога к своим знаниям и учебным потребностям.
Таким образом, значимость дифференцированного подхода в начальной школе на уроках математики неоспорима. Это связано с тем, что данный подход позволяет педагогу организовать учебный процесс, исходя из возможностей и потребностей каждого учащегося, что будет гарантировать получение высокого результата обучения математике.
Условия внедрения дифференцированного подхода на уроках математике в начальной школе
Основные условия внедрения дифференцированного подхода на уроках математики в начальных классах:
- Предварительное тщательно изучение типологических и индивидуальных особенностей каждого учащегося.
- Анализ учебного материала, выявление возможных сложностей, с которыми встретятся учащиеся при его изучении и освоении.
- Составление технологической карты предстоящего обучения, по предмету «Математика в начальных классах».
- Предварительное «программирование» процесса обучения, при возможности, разработка модели обучения каждого ученика.
- Организация такого учебного процесса, в рамках которого каждый ученик будет иметь возможность самостоятельно выбрать содержание, форму и вид выполнения учебных заданий.
- Организация оперативной обратной связи с учащимися в процессе урока. Достигается посредством установления положительных взаимоотношений между педагогом и каждым учащимся.
- Создание ситуации, которая будет мотивировать учащихся на успешное освоение знаний по математике.
- Осуществление активного стимулирование каждого ученика к учебной деятельности, форма и содержание которой будут обеспечивать учащемуся возможность саморазвития, самообразования и самовыражения в процессе освоения учебными знаниями по математике.
- Выявление наиболее эффективного способа организации учебной работы с учащимися начальной школы на уроках математики.
- Обеспечение необходимого контроля и оценки всего процесса обучения, а также его результатов.
Таким образом, дифференцированный подход в обучении детей начальных классов математике способствует оптимизации педагогического процесса и поддержке индивидуальности развития детей младшего школьного возраста.
Использование дифференцированного подхода обучения на уроках математики в начальной школе, на разных этапах обучения
Основные цели использование дифференцированного подхода в обучении математике в начальных классах:
- Всестороннее развитие и коррекция обучаемости, как познавательной способности учащихся.
- Осуществление оценки уровня обучаемости.
- Осуществление анализа особенностей становления обучаемости у детей младшего школьного возраста.
Дифференцированный подход необходим на всех этапах учебного занятия по математике в начальных классах:
Первый этап. Изложение нового учебного материала. На данном этапе использование дифференциального подхода осуществляется для того, чтобы каждый ученик смог освоить учебный материал на должном уровне. Его использование может быть в разной форме. Например, учитель объясняет материал на высоком уровне, чтобы он был понятен «сильным» ученикам, после дает им практическое задания по закреплению полученных знаний, а затем повторно «разбирает» учебный материал со «слабыми» учениками, выявляя и устранения затруднения. При необходимости учебный материал объясняется повторно для отдельных учащихся.
Второй этап. Закрепления и применения полученных знаний и умений. В основе дифференциального подхода на данном этапе выступает самостоятельная работа учащихся. Учитель готовит задания индивидуально для каждого ученика, в зависимости от его уровня, либо готовит три вида заданий (для «сильных», «средних» и «слабых») учащихся. Для учащихся со «средним» и «низким» уровнем готовятся задания, которые выполняются по образцу или алгоритму, то есть для них важно освоить схему применения своих знаний и умений при выполнении практического задания. Для «сильных» учащихся задания имеют творческий характер, для их выполнения необходимо не только обладать определенными знаниями и умениями, но и уметь размышлять логически, подходить к заданию творчески и неординарно.
Третий этап. Проверка и оценка знаний и умений. На этом этапе важно четко выяснить, на каком уровне усвоено каждым учеником одно и тоже знание, умение. Исходя из этого, можно составлять серии заданий повышающейся и понижающейся трудности. Каждая серия должна отражать определенный уровень усвоения материала.