Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) – социально-педагогическая, открытая, динамическая и самоуправляемая система, основой целью которой является процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Понятие и компоненты ДОУ как образовательной системы
Образование – это целенаправленный и непрерывный процесс воспитания и обучения, состоящий из ряда последовательных ступеней, на каждой из которых осуществляют свою деятельность различные виды и типы образовательных учреждений.
Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование. Система дошкольного образования, в основном представлена государственными и частными дошкольными образовательными учреждениями.
ДОУ как система – это сложное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных элементов.
К элементам образовательной системы ДОУ относятся:
- Системообразующие факторы, которые определяют цель, задачи, миссию, образовательные программы и т.д.
- Структурные компоненты, которые представлены системой управления ДОУ (заведующий, воспитатели, коллегиальный орган управления ДОУ и т.п.), технологий взаимодействия всех участников образовательного процесса ДОУ.
- Функциональные компоненты. Представлены рядом управленческих функций ДОУ, направленных на формирование деятельности «воспитатель-ребенок-родители».
- Условия, необходимые для полноценного и эффективного функционирования ДОУ. Данные условия определяются существующим в ДОУ пространством деятельности, наличием необходимой среды (психологической, педагогической, социальной и т.д.), а также возможностями и особенностями участников педагогического процесса ДОУ.
Задачи и функции ДОУ
Основными задачами, стоящими перед ДОУ как образовательной системой являются:
- осуществление подготовки детей к обучению в школе;
- сохранение и укрепление физического здоровья ребенка, формирование у него положительного отношения к занятиям физической культуры и ЗОЖ;
- сохранение и укрепление психического здоровья воспитанников;
- создание условий, необходимых для комфортного пребывания детей в детском саду, их эмоционального благополучия;
- создание условий, необходимых для полноценного развития личности ребенка, его творческого потенциала, удовлетворения потребностей в знаниях, согласно возрастным и психологическим особенностям;
- организация работы, направленной на формирование у воспитанников навыков, необходимых для успешной социализации;
- осуществление взаимодействия с семьями воспитанников, по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Образовательное пространство ДОУ должно способствовать свободному, полноценному и всестороннему развитию личности ребенка.
Функции ДОУ, направленные на реализацию поставленных задач:
- Материально-техническое обеспечение педагогического процесса необходимым оборудованием и материалами, согласно установленным нормам и требованиям.
- Рациональное построение режима дня. Режим дня должен быть гибким, учитывать возрастные особенности детей, время года и т.д., то есть создавать благоприятные и комфортные условия для пребывания детей в детском саду и для их развития.
- Осуществление подбора кадров, и расстановка их в соответствии с уровнем квалификации.
- Использование эффективных и актуальных методик и технологий реализации педагогического процесса.
- Построение воспитательно-образовательного процесса согласно учебным программам, которые разрабатываются непосредственно в рамках ДОУ, исходя из особенностей и потребностей воспитанников, а также возможностей детского сада.
- Осуществление эффективного управления деятельностью ДОУ (распределение должностных обязанностей, установление структуры управления, установление размера оплаты труда, доплат, надбавок, разработка Устава и иных локальных актов ДОУ и т.д.).
- Организация и реализация педагогического процесса в соответствии с законодательством, Уставом и лицензией ДОУ.
- Создание необходимых условий для медицинского обслуживания детей и организации питания детей в ДОУ.
- Осуществление внутреннего мониторинга качества реализуемых программ обучения, то есть качества предоставляемых образовательных услуг.
- Осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной Уставом ДОУ.
ФГОС дошкольного образования
ФГОС дошкольного образования был разработан и утвержден на основании ФЗ «Об образовании в РФ» 1 сентября 2013 года.
Основная цель ФГОС: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.
Стандарт решает задачи:
- обеспечение разнообразия и вариативности образовательных программ, реализуемых детскими садами;
- возможность разработки и внедрения авторских программ воспитания и обучения детей в рамках конкретного ДОУ;
- формирование оптимальной социокультурной среды, направленной на воспитание и обучение детей дошкольного возраста, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Предметом ФГОС является регулирование взаимоотношений между участниками педагогического процесса.
Во время разработки стандарта были учтены образовательные потребности детей дошкольного возраста, а также детей, имеющих различные отклонения в психическом и физическом развитии.
Основные принципы ФГОС дошкольного образования:
- поддержание разнообразия и уникальности детства;
- сохранение самоценности детства, как одного из важнейших этапов развития и становления человека;
- предоставление возможности ребенку прожить детство полноценно;
- создание эффективных условий для социализации детей в обществе, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создание условий взаимодействия между взрослыми и детьми, для полноценного и всестороннего развития каждого ребенка.