Понятие и сущность образовательной системы
Образовательная система – совокупность взаимосвязанных инновационных и образовательных процессов, а также деятельность, направленная на управление данными процессами, суть которых заключается в удовлетворении потребности населения в образовании.
К характеристикам образовательной системы относятся:
Инновационная деятельность. Заключается в обновлении содержания существующей системы образования. Под обновлением понимается разработка и внедрение авторских программ обучения, вариативных педагогических технологий, средств и методов работы с учащимися.
На сегодняшний день существуют образовательные учреждения одной ступени, в рамках которых могут быть реализованы различные образовательные программы, которые разработаны для каждого учебного заведения индивидуально с учетом его особенностей. Например, общеобразовательные школы работают по разным учебным программам, которые, в свою очередь, адаптируются под школу методистом или педагогическим коллективом. Тем самым, школа имеет свою уникальную программу по воспитанию и обучению детей. Все переработанные учебные программы предварительно внедряются в 2-3 класса с целью выявления их эффективности. Если эффективность программы доказана, то ее внедряют на базе всей школы. С течением времени учебные программы могут дорабатываться и корректироваться.
Организация учебно-воспитательного процесса и ряда иных процессов в рамках образовательного учреждения. Данная деятельность предполагает использование различных видов взаимодействия между участниками учебного процесса:
- дни самоуправления;
- сотрудничество между педагогами разных звеньев обучения (начального и старшего звена), а также сотрудничество между педагогами разных школ;
- сотрудничество между педагогами и родителями для достижения целей воспитания, обучения и развития детей (в рамках родительских собраний, семинаров, встреч, бесед и т.д.);
- работа по повышению мотивации интереса к педагогическому процессу со стороны всех его участников;
- предоставление права выбора методов, средств и форм организации и реализации педагогического процесса.
Деятельность по выявлению эффективности реализуемой образовательной программы. Данная деятельность предполагает проведение диагностических методик, с целью сравнения запланированных и полученных результатов обучения.
Фундаментом образовательной системы является ребенок. Разработка учебных и воспитательных программ осуществляется на основании диагностики детей, выявлении возрастных особенностей и потребностей. Помимо этого, образовательная система ориентируется на общественные условия, потребности социума, а также на вид и тип учебного заведения.
Основа образовательной системы
Основой образовательной системы являются:
- Образовательные единицы, представленные учебными заведениями, классами, группами и т.д. Именно они обеспечивают потребности в образовании и учитывают возможности всех детей.
- Количество образовательных единиц. Создаются совместными усилиями органов управления образования и образовательных учреждений на основании социального заказа и с учетом количества детей на конкретной территории. Оптимальным является создание такого количества образовательных единиц, которые действительно нужны и востребованы.
- Знание и понимание образовательной политики. Ориентир в предоставлении образовательных услуг на основании законодательных актов.
Содержание системы образования - это содержание деятельности субъектов образовательного процесса, в каждом учебном заведении оно индивидуально и регулируется учебным планом. Учебный план предусматривает не просто направление образовательного процесса, но описание направления каждой учебной дисциплины.
Цели системы образования
Цель образовательной системы – это точное описание программы развития ребенка с использованием средств образования, системы знаний, норм отношений и деятельности, которыми он должен овладеть в полной мере по итогам обучения в образовательном учреждении.
На сегодняшний день предпринято большое количество попыток разработок универсальной программы подготовки (воспитания и обучения) выпускника конкретного учебного заведения. Для этого учитывались многие факторы: заказ государства, требования со стороны общества, возможности учащихся и т.д. Однако вопрос о создании универсальной программы так и остается открытым.
Одной из немаловажных целей образовательной системы является уточнение цели обучения каждой конкретной дисциплины. Цель формулируется исходя из возможностей учебного заведения, возраста обучающихся, специфики дисциплины и т.д.
Цель современной системы образования принято делить на внешнюю и внутреннюю.
Внешней целью образовательной системы является обеспечение государства образованными и всесторонне развитыми членами общества, подготовка необходимых трудовых и производственных кадров, укрепление общей культуры и образованности населения страны.
Внутренняя цель образовательной системы – это создание условий, необходимых для личностного роста и развития каждого ребенка, овладение им необходимыми знаниями и умениями, а также навыками применения их в повседневной жизни.
Данные цели показывают общие стратегические ориентиры и направления деятельности педагогов и учащихся.
Таким образом, главной целью образовательной системы является развитие тех способностей, которые действительно необходимы и востребованы в обществе. В процессе обучения, все учащиеся должны не просто получить определенные знания и умения, но и получить навыки самообразования и саморазвития, чтобы быть социально активными и развиваться вместе с обществом. Это логично – даже в психологической и педагогической литературе под целями образовательной системы подразумевается передача опыта от старшего поколения к младшему. Однако по факту это нечто намного большее.