Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Задачи воспитания по Коменскому

Основные педагогические идеи и дидактические принципы

На мировоззрение Коменского огромное влияние оказали античная философия, Ф. Рабле, Ф Бэкон.

Основные педагогические идеи:

  • дисциплина;
  • всеобщее обучение;
  • понятие «школьный год»;
  • классно-урочная система образования;
  • дидактические принципы.

Педагог считал, что обучение ребенка должно проводиться в школе с шестилетнего возраста с использованием классно-урочной организации, общешкольного плана, наличия учебников для каждого класса, проверки знаний и запрета пропускать уроки.

К дидактическим принципам Коменского относятся:

  • природосообразность;
  • последовательность;
  • наглядность;
  • сознательность;
  • прочность;
  • посильность;
  • систематичность.

Ян Амос вопросы обучения и воспитания рассматривал в тесной взаимосвязи. Дидактика по-Коменскому включает теорию обучения и образования, теория воспитания. Педагог пропагандировал предоставлять возможность получения широкого универсального образования. Он считал необходимым всю систему образования связать с обучением родному и латинскому языкам. Латинский язык был выбран как язык культуры и науки того времени.

Замечание 1

В учебном методе наиболее важным педагог считал естественность и порядок, что определяет основные требования к процессу обучения: обучение по возможности необходимо начинать как можно раньше, учебный материал должен полностью соответствовать возрасту обучаемых.

Обучение и воспитание по Коменскому

Коменский говорил, что человеческий разум может охватить все. Но для этого в процессе обучения важно соблюдать постепенное и последовательное продвижение вперед придерживаясь принципа от знакомого к незнакомому, от близкого к далекому, от целого к частному, стремясь к тому, чтобы ученики усваивали всю систему знаний в комплексе, а не отрывочные сведения. У человека важно с самого детства вырабатывать позитивные нравственные качества: умеренность, справедливость, настойчивость в труде, мужественность и т.д.). Важное значение в воспитании ребенка играет пример окружающих взрослых, систематическое приучение к правилам поведения и полезной деятельности.

«Задачи воспитания по Коменскому» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Единая школьная система Коменского включает: воспитание в семье до 6 лет под руководством матери (материнская школа); от 6 до 12 лет изучаются родной язык, природоведение, география, элементы геометрии и арифметика, знакомство с отдельными ремеслами, чтение священного писания (школа родного языка); с 12 до 18 лет для наиболее способных учеников обучали «семи свободных искусствам» естествознания, географии, истории (гимназия или латинская школа); с 18 до 24 лет обучение в высшей школе (академия).

Замечание 2

Коменский считал, что учитель должен в совершенстве владеть педагогическим мастерством, быть способным вызывать у учащихся желание мыслить самостоятельно, воспитывать людей, которые могут заботиться о всеобщем благе.

Задачи воспитания

Я.А. Коменский считал, что воспитание является ведущим фактором в развитии личности. При рождении ребенок получает естественные задатки к знанию, которые при целенаправленном воспитании могут стать способностями. Роль воспитания чрезвычайно велика. Педагог утверждал, что для того чтобы человек стал человеком, он должен получить необходимое воспитание. Он абсолютизировал роль воспитания в формировании и развитии человека.

В трактовке целей воспитания педагог исходит из философских понятий о человеке и смысле его жизни. Основываясь на религиозное учение, Коменский указывает, что земная жизнь является всего лишь подготовительным этапом к загробной жизни. К жизни на небесах человек будет готов только в том случае, если проживет достойно, нравственно и полезно земную жизнь.

Желание учить всех всему Коменский объясняет единой природой всех людей, религиозными постулатами о том, что человек создан по образу и подобию Бога, идеями пансофии, а именно, тем, что мир может улучшить мудрость каждого. Воспитание должно подготовить человека к жизни, научить всему, что может пригодиться как в настоящей, так и в будущей жизни. Коменский первым заговорил о необходимости образования для всех детей, о том, что вся система образования должна быть подчинена потребностям жизни. Экономическое благосостояние страны напрямую зависит от уровня образованности граждан. Однако, основной чертой образованного человека является человечность. Человек становится человеком в полном смысле слова только если привносит в окружающую жизнь гармонию, добро, красоту и ум.

Человек в трактовке задач воспитания представлен: разумным созданием; созданием, управляющим другими созданиями; созданием, являющимся радостью и образом своего творца.

Основные задачи воспитания:

  1. Умственное воспитание через познание себя и окружающего мира, познание всего – языков, вещей, искусств.
  2. Нравственное воспитание. Разумное управление собственными чувствами и действиями.
  3. Религиозное воспитание – благочестие и стремление к Богу.

Основную роль Коменский отводил задаче умственного воспитания, что было предопределено потребностями развития экономики страны, критикой преобладающего в школах религиозного воспитания, философскими и социальными взглядами ученого. Все задачи воспитания тесно взаимосвязаны и направлены на самостоятельное познание мира, развитие многообразных способностей учащихся, на умение найти нужное применение полученным знаниям.

Коменский считал, что научное образование, которое не подчинено благородным действиям человека и не переходит в нравственность бесполезно. Истинное образование должно обязательно служить практическим задачам цивилизованного человека и общества, приносить реальную пользу.

Хотя педагог и отделяет веру от науки, одной из основных задач воспитания является религиозное воспитание. В трудах Коменского также отмечается необходимость в решении задач трудового, физического и эстетического воспитания. Я. А. Коменский, считал, что воспитание – это гармоничная совокупность всех задач воспитания, которые совместно должны решать семья, школа, общество и которые должны быть направлены на воспитание и развитие гармонически развитой и социально полезной личности.

Дата последнего обновления статьи: 18.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot