Цель современного образования
Главная цель современной системы образования – развивать те способности ребенка, которые нужны ему для полноценной жизни в обществе.
За время школьного обучения все дети должны научиться социальной активности и обрести навык саморазвития. Цели современного образования в преподавательской деятельности предполагают системообразование. Именно от их определения зависит отбор содержания, а также средства и методы обучения.
Поставленные перед педагогом цели провоцируют возникновение ряда профессиональных вопросов. Первоочередной из них – для чего, чему и как обучать школьников? Несмотря на видимую простоту этого вопроса, полный ответ на него может дать только высококвалифицированный специалист, который осознает все эстетические, предметные, этические, жизненные и профессиональные нюансы своей профессиональной деятельности.
ФГОС помогают каждому педагогу понять цель обучения. Во ФГОС все максимально четко прописано. По ФГОС цель образования – не только достижение предметных результатов по каждому школьному предмету, но и формирование личности детей, овладение ими навыками, которые будут нужны им в дальнейшей жизни.
К таким навыкам относят:
- коммуникативные умения,
- способность проявлять лидерские качества и заниматься самообразованием,
- умения находить, обрабатывать и использовать информацию,
- умение демонстрировать свой опыт и результаты личной работы.
Сегодня цель образования – развивать сразу несколько видов деятельности детей и мотивировать их на выполнение различных исследовательских и проектных работ.
Задачи современного образования
Главной задачей современного образования выступает постоянное, систематическое повышение образовательного уровня населения России. Также одной из первоочередных задач подразумевается, что новые поколения будут проходить подготовку к жизни в условиях демократического общества.
Также обучение направлено на формирование и развитие целостного образовательного пространства России не только на федеральном уровне, но и на мировом.
Кроме названного, цели и задачи образования подразумеваю социальную интеграцию всех групп общества. Не зависимо от их физического и психического здоровья, этнической принадлежности, политических и религиозных убеждений. Основываясь на этом, можно сформулировать еще одну цель – обеспечить одинаковые стартовые возможности детей в сфере образования.
Принципы построения современной образовательной системы
Существует ряд определенных устоев, на которых традиционно базируется образование РФ. Ключевой из них – плюрализм образовательной среды, свобода и демократизм. Также нужно упомянуть о гуманизме и важности общечеловеческих ценностей, которые обязательно проявят себя в процессах обучения и воспитания.
Помимо этого, крайне важен уровень мобильности образовательной системы и вариативность ее технологий, индивидуальность и научная обоснованность, а также важна постоянная адаптивность.
Потребности общества, так же как и условия жизни, находятся в постоянном изменении. Вместе с образом жизни изменяются и цели современной системы образования, и сама эта система.
Функции образования
Каждое отдельное образовательное учреждение образования занимается организацией процесса обучения, выполняющего сразу несколько важных функций.
- Первая – мотивационная – дети в стенах школы обретают стимул для получения образования и изучения определенных предметов. Хороший педагог умеет обосновывать значимость этого процесса, а также пробуждает в детях интерес к определенной дисциплине.
- Информационная функция – во время урока каждый ребенок получает определенный объем информации, оказывающей воздействие на процесс формирования у них мировоззрения, предоставляет пищу для духовного развития и ряд профильных навыков.
- Интегрирующая функция – через некоторое время воспитанники начинают использовать знания и умения, которые получил в школе в реальной жизни. Данная функция одна из важнейших. Ребенок на собственном примере понимает, что школьные знания имеют реальную пользу, получают дополнительный, не навязанный стимул учиться.
- Координирующая функция – в ходе получения образования дети обучаются применению различных методов, освоенных ими ранее, чтобы выполнять ту или иную задачу.
- Воспитательная функция – важнейшая, последняя функция образовательной системы. В процессе обучения дети получают духовное и ценностное развитие, осваивает следующие качества – трудолюбие, мыслительную активность, целеустремленность, усидчивость и упорство.
Результат образования
Успешность реализации программы образования учреждением, может быть определена по стандартной модели выпускника средней школы.
Если выпускник активно стремится к расширению своего ценностного горизонта, ведет безопасный и здоровый образ жизни, адекватно и с умом проектирует свое будущее и осознает себя как целостная личность, которая живет в обществе, значит цель современного общешкольного образования достигнута.
Такой выпускник способен к креативному и критическому мышлению, может самостоятельно выбирать профессию, а также может сделать личностный выбор, совершать поступки и нести за них ответственность.
Если говорить о цели общего образования, нельзя не упомянуть и о действиях преподавательского состава, без которых ее достижение невозможно. В первую очередь, это дидактическая обработка учебного материала. Любой педагог должен уметь адаптировать его для понимания школьниками.
Процессом образования предполагается, что преподавать детям материал необходимо, учитывая их возрастные характеристики, уровень подготовки и личностные особенности.