История становления бригадно-лабораторной системы обучения
Бригадно-лабораторный метод обучения – это способ планирования учебно-воспитательной работы, предполагающий ее организацию посредством разделения учащихся на группы для выполнения разнообразных задач в определенные сроки
Становление бригадно-лабораторной системы обучения происходило в конце ХIХ- начале ХХ столетия. Она основана на прагматических концептуальных направлениях педагогики Джона Дьюи.
Бригадное обучение было основано на следующих принципах:
- Принцип оценки образования, в качестве основы процесса социализации подрастающего поколения, при котором осуществляется формирование опыта сотрудничества и взаимодействия;
- Принцип приоритета личности учащегося. Каждый учащийся рассматривается, как исключительный, неповторимый объект, являющийся высшей ценностью общества;
- Принцип деятельности. учебно-воспитательный процесса базируется на основе определенного направления деятельности, имеющегося важное воспитательное значение и способствующая развитию личности;
- Принцип приоритета общения в учебном процессе;
- Принцип применения активных форм и приемов в организации учебно-воспитательной работы;
- Принцип формулирования содержания образования на основе постановки проблем, его взаимосвязь с жизнедеятельностью;
- Принцип ориентации на индивидуальные особенности личности каждого учащегося;
- Принцип организации образовательной деятельности на основе коллективных форм обучения;
- Принцип организации эффективного сотрудничества между педагогом и учащимися;
- Принцип применения практического подхода к профессиональному образованию.
В дальнейшем бригадный метод обучения развивался последователями Джона Дьюи. Он получил активное развитие в системе отечественного образования, созданной после образования советского государства, которое было ориентировано на установку нового целевого назначения обучения, для чего применялись методы и формы педагогической теории и практики, используемые в западных, американских и российских школах.
Применение лабораторной системы обучения стало одной из разновидностей Дальтон –плана. Данная методика была построена на учете индивидуальных особенностей развития каждого учащегося и персонального подхода к нему.
В советскую практику образования был внедрен Дальтон-план, который получил название лабораторного метода обучения, а затем стал именоваться бригадно-лабораторным методом. С 1925 года он активно внедрялся в советскую систему образования, применяясь на всех уровнях и этапах обучения.
Использование этого метода обучения в советском образовании можно охарактеризовать следующими особенностями:
- Учебно-воспитательный процесс строился на основе разбития темы по учебным дисциплинам на три части: вводная часть, включающая ознакомление с темой и ключевые моменты по ней, самостоятельная работа учащихся, носящая, как индивидуальный, так и групповой характер, подведение итогов обучения – анализ и оценка усвоения материала.
- На каждой стадии были применены разнообразные методы и приемы обучения.
- Ведущая роль в учебно-воспитательной работе отводилась педагогу. От его профессиональных навыков и способностей зависела эффективность обучения. Он не только знакомил учащихся с образовательной программой, но и оценивал работоспособность учащихся, их познавательные возможности. Это позволяло применять индивидуальный подход в обучении.
- По итогам использования бригадно-лабораторного метода обучения, педагогами выявлялись его положительные и отрицательные моменты применения, чтобы своевременно внести поправки в процесс обучения и сделать его более качественным и продуктивным.
Достоинства и недостатки применения лабораторно-бригадного метода обучения
Лабораторный метод обучения имеет следующие достоинства использования:
- Базируется на принципах коллективизма, что положительно сказывается на разностороннем и расширенном восприятии познавательной информации;
- Индивидуальный подход, лежащий в основе метода обучения, помогает развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- Положительное воздействие на познавательный процесс коллективного обсуждения и разрешения научных задач;
- Развивает навыки самоконтроля и развивает товарищеский контроль, что в итоге делает учебно-воспитательную работу более результативной;
- Развивает активность в обучения, исключая стандартное пассивное усвоение знаний;
- Формирует тесную взаимосвязь теоретических и практических научных знаний, позволяет активно применять теорию на практике;
- Развивает не только познавательную заинтересованность и увлеченность занятиями, но и вызывает интерес к дальнейшей работе, построению профессиональной карьеры;
- Проработка исследуемого материала, его качество повышается.
Такая методика обучения была ориентирована на создание практических работников, чья деятельность была бы полезной для общества. В процессе применения метода развивались навыки коллективной работы, вырабатывались способности коллективного взаимодействия, а также формировались качества самостоятельности и самодеятельности.
Однако, метод не был лишен и недостатков. К ним можно отнести следующие:
- Коллективные формы обучения исключают индивидуальную проработку научного материала, поскольку организация занятия и участие в его звеньях учащихся является формальным;
- Разделение учащихся на группы – бригады часто приносит отрицательный эффект в работе, связанный с тем, что группы мешают друг другу работать, подрывают дисциплину;
- Развитие познавательной активности не всегда охватывает весь коллектив. Пассивные учащиеся смиряются со своим положением и не стремятся его исправить, трудно поддаваясь педагогическому воздействию;
- Возможна перегрузка учащихся большими объемами заданий, непосильными для их способностей.