Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Балансовая педагогика и ее функции в современном образовательном пространстве

Динамический баланс в педагогике

Определение 1

Динамический баланс – это принцип функционирования сложных систем, уравновешивающий статистические и динамические составляющие.

Динамикой подразумевается изменяющееся подвижное соотношение характеристик процесса, то есть постоянное перемещение точки равновесия, стремление системы к достижению гармонического состояния, а вместе с тем и готовность изменять это состояние, точку равновесия, если будут изменены условия, управляющие ситуацией.

Баланс, динамическое равновесие – необходимые компоненты педагогической действительности. Это связано с тем, что существует множество педагогических объектов и процессов, которые представляют собой единство противоположных начал, качеств, сторон и характеристик. Например:

  • балансирование между самооценкой учащихся и внешней оценкой со стороны учителя, одноклассников, экспертов;
  • баланс метапредметного и предметного содержания учебного материала на уроках;
  • баланс коллективного и индивидуального вариантов организации учебно-познавательной деятельности.

Направление в педагогике, основной предмет которого – исследование динамического баланса противоположностей педагогического характера, называется балансовая педагогика.

В педагогической практике отслеживается интуитивное понимание необходимости достичь гармонии сочетания элементов системы, что выражается через некоторые дидактические принципы: научность и доступность обучения, связь теории с практикой, коллективный характер обучения и учет индивидуальных особенностей.

Все названные принципы – частное проявление общего принципа динамического баланса.

Принцип динамического равновесия в педагогике можно сформулировать следующим образом: между всеми структурными составляющими педагогической системы, включая альтернативные стороны всех педагогических действий субъектов педагогического процесса, должен быть выстроен динамический баланс, который состоит из:

«Балансовая педагогика и ее функции в современном образовательном пространстве» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • гармонического сочетания логически противоположных характеристик, которыми описывается функционирование отдельных составляющих педагогической системы;
  • потенциальной возможности педагогической системы или педагогической ситуации к изменению точки временного равновесия под воздействием изменившихся управляющих условий;
  • постоянного стремления педагогической системы к нахождению оптимального равновесного состояния и удержанию в нем благодаря введению в действие уже известных и новообразованных педагогических возможностей и ресурсов.

Иными словами, данным принципом отражается сущность интегративно-дифференцированного подхода. Умение достичь динамического баланса в каждой конкретной педагогической ситуации предполагает возможность оптимального выстраивания педагогического повеления и осуществления поставленных целей.

Балансовые пары в сфере образования

Балансовыми парами в образовательной системе выступают следующие основные тенденции развития современной системы образования (компоненты балансовых пар могут быть положительными и отрицательными):

  1. Глобализация, интеграция и объединение образовательных систем разных государств, регионов и территорий, которой противопоставляется регионализация с сохранением уникальности образовательной системы того или иного региона.
  2. Все более широкое использование информационно-коммуникативных технологий в образовании и, напротив, ограничение использования ИКТ в связи с риском потери живого контакта между учителем и учеником в образовании, что может повлечь за собой обеднение коммуникативной культуры как учащихся, так и учителей.
  3. Управление образовательной деятельностью ученика, как функция современного педагога в системе образования и предоставление учителем возможности учащемуся заниматься самоуправлением своей учебной деятельностью.
  4. Функция учащегося в образовательной деятельности – принимать и понимать управляющие действия педагога, противопоставленные самоопределению в образовательной деятельности и самоуправлению ею.
  5. Целевая направленность образования – овладеть знаниями, умениями, навыками, против формирования компетентностей в качестве основной цели образования.
  6. Ориентация системы образование на увеличение доли самостоятельной работы учеников в общем времени обучения и существование конкретного предела, ограничивающего долю самостоятельной работы учеников в общем времени обучения в связи с необходимостью обеспечивать индивидуальную меру помощи каждому ученику и поддерживать высокое качество образования.
  7. Направленность на непрерывное образование – реальный квантованный процесс образования.
  8. Усиление методологической и исследовательской составляющие образовательной системы против необходимости организовать исполнительскую и репродуктивную учебно-познавательную деятельность, которая представляет необходимую ступень для выполнения более сложной методологической и исследовательской деятельности.
  9. Усиление прагматической направленности образовательной системы и необходимость обеспечивать системность и фундаментальность осваиваемых знаний.
  10. Использование образовательных стандартов в качестве минимумов, которыми определяется фундаментальное содержание образования, и противоположная необходимость выйти за пределы стандартов, чтобы обеспечить определение и реализацию личностного содержания образования, индивидуальных ценностей и смыслов.

Выше приведен только небольшой перечень явлений, которые могут считаться противоположно направленными тенденциями в сфере образования, то есть балансовыми парами. Иными словами, у балансовой педагогики есть все шансы выступить в качестве более общего методологического пласта относительно общей педагогики.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.05.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot