Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Взаимодействие государства и общества с семьями детей с нарушениями развития в разные исторические эпохи

Взаимодействие государства и общества с гражданами, имеющими отклонения в развитии, полностью определяется этапом общественного развития. Уровень развития науки и культуры, общественный прогресс меняют отношение общества к лицам с ОВЗ и придают им статус полноценных и равноправных членов. Однако, это произошло относительно недавно. На протяжении истории, отношение общества к таким гражданам было нетерпимым, агрессивным. Люди с нарушениями развития испытывали непринятие, милосердие, жалость, угнетение, прежде чем вопрос отклонений в развитии приобрел научный характер и стал активно исследоваться.

Отношение общества к лицам с нарушениями развития в эпоху Античности

Период Античности характеризуется непринятием и отторжением детей с различными отклонениями в развитии. В те времена, лица с нарушениями слуха и зрения, интеллектуальными отклонениями, попросту, не признавались обществом в качестве полноценных граждан. Это было обусловлено следующими факторами:

  1. Преобладание языческих верований. Они приводили к тому, что дети с различными нарушениями развития принимались обществом за нечистую силу, способную нанести урон, привести к бедствиям;
  2. Агрессивное восприятие недостатков личности. Любые отклонения от норм воспринимались как слабость, как уродство, которое необходимо исключить из общества, чтобы обеспечить его нормальное развитие;
  3. Рассмотрение государством лиц с ограниченными возможностями в качестве «опасных» для общества, что приводило к принятию указов о защите социума от неполноценных граждан;
  4. Признание государством граждан с нарушениями слуха, зрения и интеллекта необучаемыми;
  5. Любые нарушения в развитии рассматривались в качестве сверхестественных.

Данный период восприятия лиц с ограниченными возможностями продолжался в Европе вплоть до XII столетия. На Руси, отношение к лицам с отклонениями в развитии никогда не характеризовалось жестокостью, но непринятие присутствовало.

Следует также отметить, что европейское законодательство античной эпохи не просто не признавало детей с отклонениями в развитии, а, зачастую, обрекало их на смерть, считая, что они не должны жить в обществе, наносить ему ущерб. Некоторых таких граждан оставляли в живых в качестве рабов.

«Взаимодействие государства и общества с семьями детей с нарушениями развития в разные исторические эпохи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Отношение общества к лицам с нарушениями развития в эпоху Средневековья

В эпоху Средневековья, вопрос отношения к лицам с ограниченными возможностями приобретает церковный аспект. Принятие христианства на Руси и в западноевропейских странах приводит к тому, что государство переходит от непринятия и гонения лиц с отклонениями в развитии к проявлению милосердия к ним. Дети с нарушениями в развитии отдаются под опеку церкви. Монастыри организуют не только содержание, но и обучение таких детей. однако, это наблюдалось только в некоторых государствах.

В этот период происходит:

  1. Открытие монастырских приютов для лиц с нарушениями зрения и слуха;
  2. Появление светских убежищ для слепых воинов;
  3. Развитие презрения лиц с отклонениями в развитии и осознание необходимости оказания им помощи и поддержки;
  4. Открытие лечебных заведений для содержания лиц с отклонениями в развитии. Они находились под контролем как церкви, так и государственной власти.

Следует отметить, что в ряде стран Западной Европе продолжала существовать расправа над детьми с отклонениями в развитии. Они считались посланниками дьявола. Общество боялось их. Они подвергались смерти, пыткам, издевательствам.

С эпохи Средневековья начинается новый этап взаимодействия государства с лицами, имеющими нарушения в развитии. Постепенно, отношение общества к таким гражданам приобретает более гуманный характер, но научное исследование вопросов отклонения в развитии приходится только на XIX век.

Развитие научных исследований отклонений в развитии

В начале XIX столетия начинают проводится исследования в области возможности развития обучения детей, имеющих различные отклонения в развитии. В это время, отношение государства и общества к аномальным детям кардинально меняется. Непринятие, презрение и уходят в прошлое. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как полноценный гражданин, имеющий те же возможности развития, что и иные граждане.

Впервые исследования обучения детей с отклонениями в развитии были проведены французскими психиатрами - Пинелем и Итаром. Они изучили вопрос обучения и развития умственно отсталого ребенка. Причем, они исследовали не слабую степень умственной отсталости, а глубокие умственные нарушения и возможности их коррекции. Ученые рассматривали не только и не столько медикаментозную терапию, сколько педагогическое вмешательство, воздействие на развитие ребенка.

В Европейских странах и России реализуется несколько направлений помощи детям с отклонениями в развитии:

  • Христианско-благотворительное. Оно связано с открытием приютов, богаделен, домов призрения для детей с отклонениями в развитии и их семей.
  • Лечебно-педагогическое. Оно предполагает открытие специальных отделений при больницах, в которых реализуется оказание медицинской и педагогической помощи лицам с отклонениями в развитии.
  • Педагогическое. Открытие первых детских садов, школ, колоний для обучения детей с различными нарушениями развития.

Что касается России, то система специального образования была полноценно сформирована в период СССР.

В Европе в начале XIX века была развита школа коррекционного обучения умственно отсталых детей – школа Монтессори, которая по сей день находит практическое применение. Мария Монтессори продолжила исследования Эдуарда Сегена по построению педагогического процесса в отношении детей с особыми образовательными потребностями. Идеи Француза не были приняты на родине и реализованы в Америке, где под его руководством было открыто несколько школ для слабоумных детей, в которых реализовано их трудовое и физическое развитие.

Замечание 1

Таким образом, постепенно, государство приходит к принятию детей с отклонениями в развитии и их признанию в качестве равноправных граждан.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 04.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot