Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методические пути формирования картографической грамотности школьников

Определение 1

Картографическая грамотность – это умение и готовность работать с картами, планами, владение топографическими знаниями и способность их практического применения.

Значение <a href=формирования картографической грамотности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />

Рисунок 1. Значение формирования картографической грамотности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основным способом развития картографической грамотности учащихся выступают уроки географии. Они ориентированы на формирование умений работать с картографическими данными. В этой связи, изучение школьной дисциплины «География» нацелено на формирование картографической грамотности учащихся.

Этапы формирования картографической грамотности учащихся

Знакомство с картой, изучение топографических данных, умение работать с разными картами и использовать информацию, представленную на них, для решения различных задач вырабатывается постепенно. Научные знания о картах и способах взаимодействия с ними закладываются в ходе образовательного процесса в течение следующих этапов:

  1. Формирование картографических знаний школьников.
  2. Освоение практических методов работы с разными картами.
  3. Осознание значения карты и ее содержания.
  4. Формирование пространственных представлений.

Обучение основам картографической грамотности реализуется от простого к сложному. На каждом этапе школьного обучения, изучения курса географии происходит расширение и углубление картографических знаний и навыков учащихся.

Первоначально, школьники знакомятся с картой и ее содержанием, затем учатся находить по карте какие-то места, считывать данные. В средней школе, учащиеся получают первые представления о карте и овладевают навыками считывания информации с нее. Где-то с 7-го класса средней школы начинается активная работа учащихся с картами.

«Методические пути формирования картографической грамотности школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Несколько позже, происходит осмысление информации, представленной в картографическом виде, возможностей ее использования, важности и значимости для отдельного человека и общества. Учащиеся учатся анализировать карты и формируют пространственное восприятие мира.

Компетенции учащихся формируемые в ходе работы с картами

В основе построения работы по развитию у учащихся основ картографической грамотности закладываются компетенции в области пользования картами, которые должны быть сформированы у учащихся в ходе освоения курса географии.

Основными компетенциями учащихся, отражающими навыки работы с картами и разной картографической информацией, являются:

  1. Графоаналитическая грамотность. Она отражает умения производить измерения расстояний, высот, площадей, нахождения координат того или иного объекта, строить графики и диаграммы по данным карты.
  2. Математическая компетентность. Она отражает овладение способами построения математических моделей по данным исследуемой карты.
  3. Знание картометрических приемов работы. Они связаны с измерением для различных отрезков, линий, представленных на карте: прямых и ломанных, посредством применения специальных инструментов: циркуль, масштаб.

Данные компетенции отражают навыки работы с картой и использования информации, представленной на ней. Учащиеся получают навыки не просто ориентации по карте, но и умения сравнивать, описывать, анализировать географические объекты, определять их пространственное положение, формировать в сознании образы географических объектов.

Планирование изучения курса географии на конкретном этапе обязательно включает в себя работу с картами. Азы картографических навыков закладываются с начала познания географии и продолжаются на протяжении всего курса географии школы. По ходу изучения географии, учащиеся должны овладеть навыками:

  • определения сторон горизонта с разных точек карты;
  • определения взаиморасположения точек и объектов на карте;
  • определения координат объектов;
  • нахождения объектов на карте по заданным координатам;
  • вычисления абсолютной высоты и глубины разными способами;
  • местонахождения различных объектов;
  • отражения характеристик географического положения различных объектов.

Методы формирования картографической грамотности учащихся

Для освоения основ работы с картами, формирования картографических компетентностей учащихся, методическими рекомендациями установлены следующие методы развития навыков чтения карты на уроках географии:

  1. Описание географических объектов, процессов и явлений. Метод используется по принципу: «от простого к сложному». Первоначально осваиваются навыки описания отдельных объектов, затем территорий, отраслей народного хозяйства, географических характеристик объектов.
  2. Метод сравнения. Он связан с сопоставлением объектов карты, территорий, сравнением их признаков, выявлением отличительных черт, сопоставлением карт и их сравнением.
  3. Метод наложения карт. Он основан на мысленном наложении карт разного тематического содержания друг на друга. Как правило, накладываются отдельные объекты или территории. Это необходимо для выявления их различных признаков и полноценного описания территории по географическим, экономическим и иным параметрам.
  4. Метод картографического диктанта. Он заключается в нанесении на карту различных объектов или обозначении цифрами местонахождения объекта, территории по названию или координатам.
  5. Метод составления картосхемы. Он основывается на создании схемы расположения конкретных географических объектов. Например, природных материалов, природно-климатических зон и т.д. Схема отражает основные параметры объектов, их границы, связи с другими объектами.
  6. Метод распределения объектов по карте. Он основан на нанесении учащимися на карту различных объектов, в зависимости от их принадлежности и признаков. Объекты могут наноситься на определенные территории: материки, страны, океаны, моря, между территориями и по признаку связи с другими объектами.
  7. Метод путешествия. Он основан на совершении перемещения по карте по различным параметрам: координатам, территориям, объектам, рельефам, климатическим данным, населению, растительному и животному миру.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.05.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot