Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте

Сущность метода моделирования

Определение 1

Моделирование – это один из наглядно-практических методов обучения, представляющий собой выделение и обобщение существенных свойств моделируемого объекта и абстрагирование от несущественных.

Метод моделирования разработали Эльконин Д.Б., Венгер Л.А., Ветлугина Н.А., Подьяков Н.Н., суть его заключается в том, что развитие мышления ребенка идет посредством применения специально созданных схем и моделей, которые наглядно и доступно помогают воспроизводить скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Замечание 1

Основа метода – принцип замещения: реальный предмет замещается ребенком другим предметом или его изображением, каким-либо условным обозначением.

Изначально способность к замещению развивается у детей в игровой деятельности – камешком замещают конфету, песком – кашу для куклы и пр. Опыт замещения накапливается в процессе освоения речи и в изобразительной деятельности.

В педагогике дошкольного возраста разработаны технологии обучения детей звуковому анализу слова, конструированию, формированию природоведческих знаний, представлений о труде взрослых и пр. посредством применения метода моделирования.

Основное назначение таких методов – облегчение для ребенка познания, открытие доступа к скрытым, не воспринимаемым непосредственно свойствам, качествам вещей и связям между ними.

Такие скрытые свойства и связи необходимы для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимутся на более высокий уровень обобщения, приближаясь к понятиям.

Моделирование в развитии математических представлений дошкольников

Познание по своей сути рассматривается в качестве процесса моделирования реальности. Сенсорные эталоны при этом – это модельное отражение свойств. Например, геометрическими фигурами обобщенно отражаются существующие в реальности многообразные формы. Соотношение свойств и эталонов аналогично установлению связи между реальным содержанием и моделируемым. Школьник учится соотношению фигур с реальными формами, выделению форм предмета через отнесение к эталону.

«Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Существующая на сегодняшний день практика в дошкольном воспитании не всегда в нужном объеме предоставляет для школьников ряд разнообразных средств освоения реального мира. Большинством программ и технологий предусмотрена фрагментарность использования моделей и процесс развития обособленных и необобщенных умений моделирования на конкретном ограниченном содержании.

Современными исследователями моделирование рассматривается с нескольких точек зрения.

В одних работах моделирование выступает в качестве общей интеллектуальной способности, в других – в качестве вида знаково-символической деятельности. Авторами некоторых работ возможность использования метода моделирования рассматривается в разных видах детской деятельности.

Необходимо отметить, что еще недостаточно полно изучено соотношение реального и идеального в познавательных процессах, воздействие стихийного опыта на процесс освоения модели на развитие умения пользоваться моделью в деятельности, особенности освоения модели в качестве одного из средств знаково-символической деятельности. Недостаточно рассматривается в работах связь освоения модели в качестве познавательного средства для свойств и отношений между предметами и средствами знаково-символической деятельности.

В теории педагогики рассмотрена взаимосвязь познания с моделированием. Из этого следует необходимость более тщательно изучать возможности их взаимодействия и взаиморазвития.

Такое положение превратилось в тему исследования, основа которой – работы, в которых рассмотрена возможность использовать модель и моделирование в качестве средства освоения определенного содержания и развития познавательной деятельности. Особый интерес представляется исследованиями особенностей процесса становления моделирования в качестве одного из средств знаковой деятельности и стадий ее развития.

Исследователями было отмечено, что закладка основ моделирования идет в раннем возрасте, формируясь на основании замещения в игре и в продуктивных типах детской деятельности – рисовании, лепки, конструировании. С развитием познания дошкольников происходят и существенные изменения в содержании и структуре моделирования, модели начинают часто использоваться с целью познания окружающего, освоения гносеологической и измерительной функций. Но дошкольники изучают только основы моделирования, что проявляется умением использовать модель в познании разнообразного содержания, выделять и устанавливать связи между замещаемым и замещающим, а также знанием некоторых правил моделирования, замещения содержания, видоизменения готовых моделей.

Освоение свойств и отношений между предметами у дошкольников, как утверждал Венгер Л.А. в своей работе «Воспитание сенсорной культуры ребенка» ,- является сложным и неравномерным процессом, основание которого – соотношение чувственного и логического познания. На первых ступенях развития детьми выделяются и абстрагируются свойства из всего объема разнообразных свойств, которые свойственны рассматриваемому предмету. Чем богаче опыт познания предметного мира, обширнее объем представлений о свойствах и отношениях, тем легче ребенку переходить на более высокую ступень – осваивать обобщение, учиться упорядочиванию, группированию и классификации по свойствам, подходить к пониманию существенных связей и логических отношений предметов и явлений мира.

Сложность познания свойств и отношений предметов у детей дошкольников обусловлена противоречием образности их мышления и логики, абстрактности свойств, связей и отношений.

В определенных исследованиях доказана необходимость разработать и использовать дополнительные модели – более конкретные, сконструированные в соответствии с особенностями детского восприятия, чтобы они бы более эффективно их понимать и использовать детьми-дошкольниками.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 14.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot