Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Условия эмоционального развития младших школьников на уроках литературного чтения

Особенности развития эмоциональной сферы и эмоциональной отзывчивости в младшем школьном возрасте

Определение 1

Эмоциональная отзывчивость – это способность личности к сопереживанию, состраданию и милосердию, проявлению эмоционального отклика на внутренние состояния другого человека и его переживания.

Младший школьный возраст является сенситивным для заложения основ эмоциональной отзывчивости, поскольку, дети учатся понимать эмоции и чувства другого человека в опоре на собственный эмоциональный опыт и переживания.

На основании формирования эмоциональной сферы осуществляется общее развитие учащихся, формируются их психические силы и познавательные способности.

Эмоциональное развитие младшего школьника обладает рядом особенностей:

  1. Развитие смыслового понимания переживаний и эмоций т.е. ребенок понимает, что значит «Я огорчен», или «Я счастлив». Развивается ориентация в своих эмоциональных переживаниях.
  2. Развитие отношения к собственной личности на основе анализа своих эмоциональных переживаний.
  3. Развитие противостояния между переживаниями и противоречий между ними и трудностями. Это формирует внутреннюю эмоциональную напряженность.
  4. Формирование основ эмоциональной выразительности учащегося, проявляющейся в интонации и мимических жестах особого рода.
  5. Откровенное проявление своих эмоциональных переживаний.
  6. Насыщение всех видов деятельности определенным эмоциональным окрасом.
  7. Эмоциональная неустойчивость, проявляющаяся в частых сменах настроения, неадекватных поведенческих реакциях.
  8. Сложности понимания и осознания чужого эмоционального состояния.

Эмоциональная сфера младшего школьника претерпевает серьезные изменения и сталкивается с рядом проблем развития. Это обусловлено новым этапом жизнедеятельности – обучением в школе, изменениями стандартных условий жизни. Потому, эмоциональную сферу ребенка необходимо развивать под строгим контролем.

«Условия эмоционального развития младших школьников на уроках литературного чтения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В этот период формируется эмоциональная зрелость ребенка, активизируется эмоциональная впечатлительность, выразительность и отзывчивость.

В этой связи, образовательный процесс начального школьного обучения ориентирован на развитие эмоциональной сферы учащегося и создание условий для его эмоциональной зрелости.

Роль уроков чтения в развитии эмоциональной сферы учащихся начальной школы

Эмоциональная сфера является сложной стороной личностного развития. Она связана с разнородными переживаниями и формированием личностных качеств.

Эмоциональное развитие проходит сложный путь развития. В его основе лежит формирование эмоций, развитие навыков адекватного реагирования на процессы и явления окружающего мира, формирование эмоциональной заинтересованности окружающей действительностью.

На уроках литературного чтения в начальной школе реализуется процесс разностороннего развития личности учащегося. Данные уроки ориентированы на развитие и повышение эмоциональной активности учащихся. В ходе знакомства с литературой разных жанров происходит духовно-нравственное развитие личности, формирование основ эстетического поведения, формируются этические взгляды на мироздание. В частности, на уроках литературного чтения происходит формирование таких свойств личности, как:

  • Сопереживание;
  • Сострадание;
  • Милосердие;
  • Порядочность;
  • Чувства долга и ответственности.

Все эти качества выступают составными компонентами эмоциональной отзывчивости, а, соответственно, лежат в основе развития эмоциональной сферы личности.

Различная литература, с которой учащиеся знакомятся на уроках чтения, является продуктивным средством воздействия на общее и эмоциональное развитие подрастающего поколения. Это обусловлено следующими факторами:

  1. Выразительность художественного слова;
  2. Выразительность образов, героев произведений, их живость и реалистичность;
  3. Передача в произведениях эмоциональных состояний героев при совершении ими различных действие и поступков;
  4. Создание условий для переживаний читателями тех событий, ситуаций, в которые попадают герои и тех чувств, которые они испытывают: печали, радости, сомнения, отчаянье и т.д.;

Таким образом, в ходе знакомства с литературой, у учащихся формируется эмоциональная отзывчивость, развиваются эмоциональные переживания, которые постепенно приобретают характер привычек эмоционального и отзывчивого поведения в повседневной жизнедеятельности.

Основы организации уроков литературного чтения, ориентированных на развитие эмоциональной сферы учащихся

Чтобы все эмоции были активизированы, требуется наполнение уроков нравственным компонентом т.е. необходимо существование нравственных идеалов, которые лежат в основе развития эмоциональных переживаний, отзывчивости, навыков оценочного суждения.

Придание урокам нравственной направленности реализуется через соблюдение ряда организационных и методических условий проведения уроков литературного чтения в начальной школе. К ним относятся:

  1. Рассмотрение личностей различных литературных героев в течение всего урока. Важно, отводить рассмотрению личности героя, его характеристикам и особенностям поведения большое количество времени, чтобы дать каждому учащемуся понять героев и оценить их поведение. Такая организация уроков расширяет и углубляет опыт восприятия литературных произведений нравственного характера.
  2. Формирование на уроках ситуация, побуждающих учащихся к оценочным суждениям. Производится анализ событий, произошедших в произведении и оцениваются сходные с ними ситуации, возникающие в повседневной жизнедеятельности, в школьном мире. Это активизирует развитие эмоционального отклика учащихся.
  3. Иллюстрирование прочитанных произведений. Это метод организации работы над текстом произведения, ориентированный на повышение уровня эмоционального восприятия произведения. Иллюстрирование может быть реализовано через рисование событий, явлений произведения, словесное описание событий и героев, а также подбор к конкретным событиям и сценам музыкальных композиций.
  4. Использование методов наглядности на уроках. Это может быть просмотр иллюстраций к художественному произведению, просмотр фильмов или их отрывков, снятых по мотивам произведений. Наглядность повышает чувственное восприятие учащихся и активизирует эмоциональную сферу.
  5. Организация чтения по ролям на уроках. Это позволяет учащимся прочувствовать эмоциональное состояние героя и воспроизвести его.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot