Динамический баланс в педагогике
Динамический баланс – это принцип функционирования сложных систем, уравновешивающий статистические и динамические составляющие.
Динамикой подразумевается изменяющееся подвижное соотношение характеристик процесса, то есть постоянное перемещение точки равновесия, стремление системы к достижению гармонического состояния, а вместе с тем и готовность изменять это состояние, точку равновесия, если будут изменены условия, управляющие ситуацией.
Баланс, динамическое равновесие – необходимые компоненты педагогической действительности. Это связано с тем, что существует множество педагогических объектов и процессов, которые представляют собой единство противоположных начал, качеств, сторон и характеристик. Например:
- балансирование между самооценкой учащихся и внешней оценкой со стороны учителя, одноклассников, экспертов;
- баланс метапредметного и предметного содержания учебного материала на уроках;
- баланс коллективного и индивидуального вариантов организации учебно-познавательной деятельности.
Направление в педагогике, основной предмет которого – исследование динамического баланса противоположностей педагогического характера, называется балансовая педагогика.
В педагогической практике отслеживается интуитивное понимание необходимости достичь гармонии сочетания элементов системы, что выражается через некоторые дидактические принципы: научность и доступность обучения, связь теории с практикой, коллективный характер обучения и учет индивидуальных особенностей.
Все названные принципы – частное проявление общего принципа динамического баланса.
Принцип динамического равновесия в педагогике можно сформулировать следующим образом: между всеми структурными составляющими педагогической системы, включая альтернативные стороны всех педагогических действий субъектов педагогического процесса, должен быть выстроен динамический баланс, который состоит из:
- гармонического сочетания логически противоположных характеристик, которыми описывается функционирование отдельных составляющих педагогической системы;
- потенциальной возможности педагогической системы или педагогической ситуации к изменению точки временного равновесия под воздействием изменившихся управляющих условий;
- постоянного стремления педагогической системы к нахождению оптимального равновесного состояния и удержанию в нем благодаря введению в действие уже известных и новообразованных педагогических возможностей и ресурсов.
Иными словами, данным принципом отражается сущность интегративно-дифференцированного подхода. Умение достичь динамического баланса в каждой конкретной педагогической ситуации предполагает возможность оптимального выстраивания педагогического повеления и осуществления поставленных целей.
Балансовые пары в сфере образования
Балансовыми парами в образовательной системе выступают следующие основные тенденции развития современной системы образования (компоненты балансовых пар могут быть положительными и отрицательными):
- Глобализация, интеграция и объединение образовательных систем разных государств, регионов и территорий, которой противопоставляется регионализация с сохранением уникальности образовательной системы того или иного региона.
- Все более широкое использование информационно-коммуникативных технологий в образовании и, напротив, ограничение использования ИКТ в связи с риском потери живого контакта между учителем и учеником в образовании, что может повлечь за собой обеднение коммуникативной культуры как учащихся, так и учителей.
- Управление образовательной деятельностью ученика, как функция современного педагога в системе образования и предоставление учителем возможности учащемуся заниматься самоуправлением своей учебной деятельностью.
- Функция учащегося в образовательной деятельности – принимать и понимать управляющие действия педагога, противопоставленные самоопределению в образовательной деятельности и самоуправлению ею.
- Целевая направленность образования – овладеть знаниями, умениями, навыками, против формирования компетентностей в качестве основной цели образования.
- Ориентация системы образование на увеличение доли самостоятельной работы учеников в общем времени обучения и существование конкретного предела, ограничивающего долю самостоятельной работы учеников в общем времени обучения в связи с необходимостью обеспечивать индивидуальную меру помощи каждому ученику и поддерживать высокое качество образования.
- Направленность на непрерывное образование – реальный квантованный процесс образования.
- Усиление методологической и исследовательской составляющие образовательной системы против необходимости организовать исполнительскую и репродуктивную учебно-познавательную деятельность, которая представляет необходимую ступень для выполнения более сложной методологической и исследовательской деятельности.
- Усиление прагматической направленности образовательной системы и необходимость обеспечивать системность и фундаментальность осваиваемых знаний.
- Использование образовательных стандартов в качестве минимумов, которыми определяется фундаментальное содержание образования, и противоположная необходимость выйти за пределы стандартов, чтобы обеспечить определение и реализацию личностного содержания образования, индивидуальных ценностей и смыслов.
Выше приведен только небольшой перечень явлений, которые могут считаться противоположно направленными тенденциями в сфере образования, то есть балансовыми парами. Иными словами, у балансовой педагогики есть все шансы выступить в качестве более общего методологического пласта относительно общей педагогики.