Модель «Русская школа»
Педагогическая система характеризуется как целостный педагогический процесс. В нее включена совокупность целей, содержания, средств и методов, а также алгоритм деятельности субъектов процесса.
Модель «Русская школа» является именно такой педагогической системой. Авторы данной модели – Гончаров Иван Федорович – доктор педагогических наук, Погодина Людмила Николаевна – директор учебно-экспериментального комплекса «Русская школа».
Создание русской национальной школы – актуальная проблема еще со времен Ломоносова. В школах дореволюционной России национальную идентификацию осуществляли посредством преподавания на русском языке православия, а после революции эта роль отошла русскому языку и коммунистическому воспитанию.
В 90-х годах выделился ряд направлений в строительстве русской национальной школы. Сторонники культурно-образовательного подхода стремятся к максимальному насыщению содержания образования русским этнографическим и историческим материалом. Они широко используют в обучении русские народные песни и музыку, хоровое пение, былины, сказания и краеведческие материалы.
Цель преподавания - опровержение очернительного , по мнению сторонников данного направления, взгляда на историю русского народа, выступающей в качестве цепочки неудач и поражений, и воспитание детей на позитивном примере, показе светлых сторон русского характера и героических страниц его истории. Образовательную деятельность обычно дополняет соответствующая воспитательная работа.
В создании русской национальной школы участвуют и учредители православных учебных заведений, в которых образовательный материал имеет религиозное содержание, составляющее неотъемлемую часть русской культуры – молитвы, жития святых, духовная музыка, церковные песнопения.
Еще одно направление – построение русской школы, которая обращена в будущее, основана на формировании у молодежи современного отношения к культурному наследию в качестве фактора развития России.
Концепция «Русской школы»
Концепцию «Русской школы» определяют:
- условия жизни, потребности и задачи, которые стоят перед современным развивающимся обществом и личностью;
- существующие сейчас гуманные представления о полноценной жизнедеятельности современного человека и о духовном материале, необходимом для этого;
- нынешнее состояние и реальные возможности всей образовательной системы России и нашего целостного общества.
«Русская школа» должна готовить учащихся к полноценной жизни в современных условиях, учитывая духовные и практические потребности общества и личности.
Концептуальными положениями «Русской школы» можно считать:
- в современных пространственно-временных координатах русская школа – средство национальной самозащиты, в котором только и может быть сохранена русская культура;
- русская школа является лучшей формой защиты национального от националистического;
- в новой русской школой образование должно даваться на уровне современных научных и хозяйственных технологий, и только в таком случае ее можно назвать национальной. При этом она не должна быть исключительно технократической, предоставляющей только определенную сумму ЗУН. Она взаимосвязана с основной идеей – спасение нации, сохранение ее в истории;
- приобщение к нравственности в качестве первоосновы человека, с приоритетом таких духовных ценностей как добро, истина, красота, христианские идеи веры, любви и надежды;
- новая русская школа применяет концепции экологического, планетарного, ноосферного и космического мышления в сочетании с принципами патриотизма и всемирного взаимоуважения народов;
- будущая русская школа – школа новой генерации, то есть это не реставрация в первозданном виде предшествующих школ и не пристройка к ним, а возрождение русской школы в новом акте творения.
Цели и задачи «Русской школы»
Основная цель «Русской школы» - воспитать нравственную, духовную личность, одухотворенную идеалами добра, активно не принимающую разрушительные идеи и способную им противостоять.
Сегодня общество нуждается не просто в грамотном исполнителе, обладающим определенным уровнем знаний, умений и навыков, но человек, который способен к самообразованию и духовному совершенствованию, ориентированный на творческий подход к делу и имеющий определенную культуру мышления.
Все это возможно только на основании формирования нравственной и духовной личности, то есть социализированного человека, который отвергает индивидуализм в качестве основного жизненного принципа, наделен такими качествами, как духовность, чувство долга, воля и человеческое достоинство, отстаивает свое право на свободу и уважение, ощущает и осознает свою причастность к семье и народу.
Сверхзадача «Русской школы» - целостно и гармонично развивать личность ребенка, то есть формировать человека высоконравственного, образованного и духовно богатого, физически развитого, способного самообразовываться.
Базовая задача Школы – воспитать в учениках определенные личностные качества, гражданское, национальное и духовное самосознание, а также утверждать в их сознании вечные общечеловеческие представления о совести, чести, добре и зле в конкретных, исторически сложившихся формах, приобщить учеников ко всем сферам духовного опыта и образования.