Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Древнерусская письменность и литература

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Древнерусская письменность и литература
Древнерусская письменность и литература
Содержание статьи
Определение 1

Древняя Русь – это период в развитии российского государства со времени образования государства в IX в. и до монголо-татарского нашествия в XIII вв.

Письменность

Долгое время бытовало мнение, что письменность на Русь пришла вместе с христианством. В 1940-х гг. археолог Д.В. Авдусин нашел сосуд начала X в., на котором было написано «горушна» (пряность). В 860-е гг. христианский проповедник и миссионер Кирилл нашел написанное славянским языком «Евангелие». Во второй половине X века Кирилл и Мефодий создают глаголицу (глаголический алфавит), который они позже перерабатывают в кириллицу, которая была основана на традициях некого восточнославянского письма.

Сами Кирилл и Мефодий были монахами, которые занимались распространением христианство среди славян юго-восточной Европы. Создание нового алфавита было сделано для того, чтобы адаптировать священные книги для языческих народов. За основу был взят греческий алфавит; он был дополнен шипящими согласными (характерными для славянских языков) ж, ш, ч, щ, а также другими буквами, из которых одни дошли до наших дней (б, ы, ь, ъ), а другие не сохранились (ять, фита, ижица). Изначально в этом алфавите было 43 буквы, которые были близки греческим по написанию. Каждая из них имела свое название, например:

Помощь со студенческой работой на тему
Древнерусская письменность и литература

  • «аз» - а;
  • «буки» - б;
  • «веди» - в;
  • «добро» - д.

По аналогии с греческим, буквы могли обозначать не только звук, но и цифру (1 – «А», 2 – «B», «P» - 100).

Замечание 1

Наряду с кириллицей существовала и глаголица, которая имела тот же буквенный состав, но написание букв было сложней, что и стало причиной ее почти полного исчезновения в XIII в.

Также параллельно с этим существовал церковнославянский язык, который преимущественно использовался в делопроизводственных документах и частной переписке. Последние ярко отражают черты и особенности разговорного языка. Огромное количество писем было найдено на берестяных грамотах, которых на данный момент было найдено более 700 штук, причем в разных городах – Киеве, Полоцке, Владимире, Суздале, Новгороде (особенно известны грамоты мальчика Онфима, который использовал их как тетрадки). Береста была очень удобным и недорогим материалом. Записи производились на внутренней стороне коры палочкой из кости, дерева или металла.

В договорах Византии и Руси в 907 и 911 гг. можно найти информацию о существовании письменных завещаний на Руси, а в договоре 944 г. есть упоминание о золотых и серебряных печатях.

Замечание 2

Таким образом, во время принятия христианства на Руси уже была известна письменность, что «подготовило почву» для восприятия новой христианской письменной культуры.

Принятие христианства дало обширные возможности для развития письменности. Монастыри и церкви стали центрами образованности, так как создавали свои школы. Уже в 1023 г. в Курске была школа для подготовки лиц духовного сана. Примерно в 1030 г. Ярослав открыл школу в Новгороде, а в 1080-е Анна Всеволодовна открыла первую женскую школу при Андреевском монастыре. Кроме того, были открыты школы в Ростове, Галиче, Полоцке. Там изучали не только письмо и чтение, но также и философию, грамматику, богословие, риторику.

Литература

В монастырях и при церквях возникло летописание - один из наиболее распространенных жанров древнерусской литературы. На данный момент до нас дошло более тысячи рукописей. Летописцы обрабатывали огромное количество источников, в том числе и те, которые передавались устно. Работа требовала больших усилий и, особенно, высокого уровня литературных способностей. Самой известной летописью является «Повесть временных лет», написанная в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

Другим известным жанром литературы являются жизнеописания святых – жития. Традиция написания житий пришла на Русь с Византии. Если человека причисляли к лику святых (канонизировали), то его житие должно было быть обязательно написано. Этим занимались те, кто мог предоставить точные свидетельства о его жизни. Житие несло в себе воспитательную функцию, так как служило примером праведной жизни, на который надо было равняться. Одним из первых произведений такого жанра было житие Бориса и Глеба (первых русских святых).

Поучение – это жанр красноречия, наставления. В рамках поучения писатели стремились дать модель поведения для древнерусского человека, что-то вроде «что такое хорошо, а что такое плохо». Самым знаменитым примером поучений является написанное князем Владимиром Мономахом «Поучение детям», где он дает советы по тому, как правильно организовать свою жизнь.

Схожим с «поучением» является жанр «слова». Знаменитейшим примером этого является «Слово о полку Игореве», которое рассказывает о походе новгород-северского князя Игоря на половцев в 1185 г. Долго велись споры о подлинности данного сочинения, отчасти из-за того, что в нем нарушился традиционный для литературы того времени хронологическая система повествования. Автор переносится то в прошлое, то в настоящее, делая периодически лирические отступления. Это произведение содержит множество символов и элементов русского народного творчества, в чем ясно ощущается влияние былинного жанра. В «Слов е о полку Игореве» явно есть и политический подтекст: призыв к единению в борьбе с врагом, а разрозненность ведет к проигрышу.

Похожие произведения были созданы о других князьях и события:

  • «Повесть о битве на реке Калке»;
  • «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем»;
  • «Повесть и житии Александра Невского».

Одной из примечательных особенностей древнерусской литературы можно считать отсутствия авторского права. Известно только небольшое количество авторов, которые подписывали свое произведение. Большинство авторских текстов неизвестно, сохранились лишь их более поздние списки. Переписчики нередко выступали как соавтор или редактор, иногда меняя идею и направленность произведения, сокращая или дописывая некоторые фрагменты, и вообще меняли стиль.

Другой особенностью может считаться ее историзм. Древнерусская литература почти всегда обращалась к историческим, реально существующим героям. Чудеса, если они и встречаются, то это не вымысел автора, а записи рассказов очевидцев. В целом же, древнерусская литература связано с историей развития государства, а оттого и пронизана героическим пафосом.

Литература Древней Руси заложила основы для дальнейшего формирования и развития этого направления, создав определенные традиции и замечательные примеры мастерства слова.