Образовательная среда – это реальность педагогического пространства, основанного на условиях исторического развития общества и специально созданных педагогических условиях, ориентированных на личностное развитие каждого учащегося.
Образовательная среда опирается на естественные и искусственные психологические и педагогические условия развития и функционирования образовательного пространства, которые определяют успешное, полноценное и гармоничное развитие личности каждого учащегося.
Понятие «образовательная среда» было сформировано в педагогике в конце XX столетия. Рассмотрим основные подходы ученых к данному термину и его педагогическому значению.
Экоантропоцентристский подход к определению понятия «образовательная среда»
Данный подход основывается на рассмотрении образовательной среды в качестве единой целостности средовых, процессуальных и институциональных факторов. Он разработан Ю.С. Песоцким в 80-е годы XX столетия.
Его подход опирается на идею о влиянии среды на личность и личности на образовательное пространство, т.е. в нем подразумевается, что образовательная среда формируется с учетом тех параметров, которые необходимы для личностного развития, но она изменяется под влиянием под влиянием личности и ее развития.
Среда оказывает воздействие на образ жизни человека, способствует формированию его взглядов и ценностных установок.
Образовательная среда опосредует развитие личности, типизирует ее развитие. Это обуславливает формирование образовательной среды на основании гармоничного сочетания ее реальных факторов развития, подстраивания под них образовательных процессов и институтов образования, которые функционируют с учетом средовых факторов и параметров оптимального личностного развития учащихся.
Эколого-психологический подход к определению понятия «образовательная среда»
Данный подход опирается на проектирование образовательной среды как совокупности следующих компонентов:
- Локальная среда. Она включает в себя институциональные организации - учебные заведения, которые связаны между собой разноплановыми связями, взаимодействуют друг с другом по предоставлению образовательных услуг населению.
- Микросреда. Она предполагает создание специальных педагогических условий каждым учебным заведением и каждым педагогом, ориентированных на достижение образовательных целей и задач.
Эти элементы выступают фундаментальными блоками образовательной среды. Помимо них, она опирается на следующие компоненты:
- Пространственно-предметная область образовательной среды. Здесь имеется в виду местоположение и институциональная роль образовательного пространства, предметная среда, окружающая педагога и учащихся;
- Социальное устройство среды. Сюда входят социальные факторы развития образования на конкретном историческом этапе. Здесь отражается форма коллективного взаимодействия субъектов образования;
- Организационно-технологические параметры функционирования образовательной среды. Здесь учитывают особенности организации, технического и технологического обеспечения образовательной деятельности локальной среды и микросреды, содержание образовательного процесса.
Последователи данного подхода – Г.А. Ковалев и В.А. Ясвин, рассматривают образовательную среду как совокупность условий и возможностей, естественных и специально созданных факторов, предметного окружения среды, дающих толчок личностному развитию учащихся. Образовательная среда должна включать в себя такие факторы, которые минимизируют пассивность личности, повышают ее активность. Для этого, проектируется физическое окружение образовательного пространства, кадровый состав образования и формируется программа обучения, отвечающая конкретным потребностям социума в текущем периоде. Иными словами, важной характеристикой образовательной среды выступает ее модальность, создающая условия для активности личности учащегося и его личностной свободы.
Коммуникативно-ориентированный подход к построению образовательной среды
Данный подход опирается на понимание образовательной среды как формы коммуникативного взаимодействия педагога и учащихся, способствующей передаче знаний, навыков, жизненных ценностей и культурных основ жизнедеятельности.
Представителем данного подхода является ученый-педагог В.В. Рубцов. Он рассматривает образовательную среду в качестве специально созданных условий, ориентированных на передачу знаний, норм и ценностей от взрослого к ребенку, от старшего поколения подрастающему. Для этого в среде создаются специальные условия коммуникативного взаимодействия, применяются специальные способы передачи знаний и навыков.
Основными компонентами образовательной среды, согласно коммуникативно-ориентированному подходу, являются:
- Пространственно-предметное снабжение образовательной деятельности. Сюда входит все устройство образовательной деятельности – архитектура, атрибуты и оборудование.
- Коммуникативное устройство среды. Оно связано с коммуникационной сферой среды и коммуникативными отношениями между ее участниками. Здесь же учитывается форма управления средой и ее специфика.
- Содержательное обеспечение образовательной деятельности. Оно связано с концептуальными условиями обучения и воспитания, применяемыми методами обучения, опорой на образовательные программы и технологии образования.
Предполагается, что педагог формирует специальную среду коммуникативного взаимодействия между собой и учащимися, а также создает условия для положительного коммуникативного взаимодействия в коллективе учащихся. Система коммуникации оказывает мотивирующее воздействие на познавательную деятельность учащихся. Они заинтересованы в развитии коммуникативных связей в образовательном пространстве, а, следовательно, и в получении знаний и навыков деятельности, изучении норм поведения и взаимодействия, усвоении и принятии культурных и нравственных ценностей.