Понятие и виды педагогических ситуаций
Ситуация – это совокупность определенных условий и обстоятельств, которые создают конкретную обстановку, положение или отношения.
Педагогическая ситуация – это определенная жизненная история или факт, которые возникают в повседневной педагогической работе и требуют квалифицированного решения.
Необходимо отличать «педагогическую ситуацию» от «педагогической задачи». Педагогическая ситуация – это всегда взаимодействие педагога и ребенка. Педагогическая задача подразумевает осмысление сложившейся педагогической ситуации, разработку плана и принятие необходимых действий для ее разрешения.
Различают следующие виды педагогических ситуаций:
- Педагогическая ситуация деятельности – возникает при выполнении учащимся определенных учебных заданий, а также в вопросах его успеваемости и внеурочной деятельности.
- Педагогическая ситуация отношения – возникает в процессе эмоциональных и межличностных взаимоотношений между учащимися и педагогом, в рамках педагогического процесса.
В настоящее время существует несколько общепризнанных классификаций педагогических ситуаций, которые предложены различными авторами:
Классификация Брюйн де Поля:
- ситуации-иллюстрации;
- ситуации-упражнения;
- ситуации-оценки;
- ситуации-проблемы.
Классификация В.С. Безруковой, основана на ряде признаков:
- ситуации, в зависимости от места возникновения (урок, перемена, внеклассная работа и т.д.);
- ситуации, в зависимости от участников (ученик-ученик, ученик-педагог и др.);
- ситуации, в зависимости от заложенных в них противоречий (конфликтные, бесконфликтные, критические и т.д.);
- ситуации, в зависимости от степени проективности (созданные преднамеренно, стихийные, естественные и т.п.);
- ситуации, в зависимости от степени оригинальности (стандартнее, нестандартные);
- ситуации, в зависимости от управляемости (управляемые, неуправляемые, жестко заданные и т.д.).
Классификация В.А. Сластёнина, выделяет следующие виды ситуаций, в зависимости от:
- места возникновения и протекания;
- взаимодействующих субъектов и объектов;
- сущности педагогического процесса;
- воспитательным перспективам.
Характеристика алгоритма анализа педагогических ситуаций
Алгоритм педагогической ситуации предусматривает следующую последовательность действий:
- Анализ совершенного или совершаемого субъектом педагогического процесса действия: аффективного, импульсивного, внушаемого, непроизвольного, бесполезного, нечаянного, негативного, сознательного, умышленного.
- Анализ мотива совершаемого (совершенного) действия. Выявление и установление причин поступка.
- Определение противоречия или противоречий, которые заложены в основе анализируемой педагогической ситуации.
- Определение точки опоры, необходимой для успешного разрешения выявленного противоречия. В качестве точки опоры устанавливаются закономерности, особенности возраста учащихся, общения, взаимодействия и т.д.
- Формулировка и постановка четкой педагогической задачи.
- Поиск нестандартных и стандартных вариантов (путей) решения поставленной педагогической задачи.
- Четкое определение собственной педагогической позиции по анализируемой педагогической ситуации: что является критерием успешного разрешения ситуации.
- Обоснование выбора решения педагогической задачи.
- Осуществление предварительной оценки возможных положительных и отрицательных последствий принятого решения.
Умения, необходимые для анализа педагогических ситуаций
Для того, чтобы анализ педагогической ситуации был осуществлен качественно, педагог, проводящий его, должен обладать рядом умений:
- быстро ориентироваться разнообразных ситуация и устанавливать причины их возникновения;
- выбирать ориентир для дальнейшего поведения в рамках каждой конкретной педагогической ситуации;
- четко ставить педагогические цели и задачи, реализовывать их в различных ситуациях;
- учитывать возрастные и психофизиологические особенности учащихся;
- верно определять методы и средства педагогического воздействия на участников педагогической ситуации;
- предвидеть возможные результаты реализуемого педагогического воздействия.
Кроме того, выполнение алгоритма анализа педагогических ситуаций, требует от педагога соблюдения ряда правил.
Педагогические правила:
- Прежде, чем приступать к корректировке поведения участников конфликта, необходимо снять общее напряжение в общении между ними. В том случае, если участники педагогической ситуации находятся в возбужденном эмоциональном состоянии, то они не готовы к конструктивному разговору и решению возникшей проблемы. Задача учителя в первую очередь успокоить их и снизить уровень возбуждения.
- Давая учащимся распоряжения использовать опосредованный способ воздействия. Это вызвано тем, что при опосредованном способе учащиеся охотнее выполняют поручения. Смысл опосредованного способа воздействия заключается в том, что педагог своей просьбой вызывает у учащегося интерес к выполнению распоряжения, соответственно он может добиться ожидаемого результата.
- Стараясь изменить учащегося, следует использовать специальные приемы по оценке его личности. Большое значение среди данных приемов имеет педагогически грамотная оценка учащегося как самостоятельной и индивидуальной личности. Тактичная и мудрая оценка, сформулированная с использованием специального педагогического инструментария, «покажет» ребенку его точное социальное положение и укажет путь к успешному самоутверждению в социально правильном направлении.
- Стараться увидеть за каждым проступком учащегося не только негативные мотивы. Для этого учитель должен обладать «педагогической зоркостью» и внимательно изучить причины проступков ребенка. Видеть только плохое – усугублять ситуацию.
- Тщательно готовиться не только к уроку, но и к процессу общения (взаимодействия) с учащимися. Не допускать даже малейшей некомпетентности в преподавании.