Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Алгоритм анализа педагогической ситуации

Понятие и виды педагогических ситуаций

Определение 1

Ситуация – это совокупность определенных условий и обстоятельств, которые создают конкретную обстановку, положение или отношения.

Определение 2

Педагогическая ситуация – это определенная жизненная история или факт, которые возникают в повседневной педагогической работе и требуют квалифицированного решения.

Необходимо отличать «педагогическую ситуацию» от «педагогической задачи». Педагогическая ситуация – это всегда взаимодействие педагога и ребенка. Педагогическая задача подразумевает осмысление сложившейся педагогической ситуации, разработку плана и принятие необходимых действий для ее разрешения.

Различают следующие виды педагогических ситуаций:

  1. Педагогическая ситуация деятельности – возникает при выполнении учащимся определенных учебных заданий, а также в вопросах его успеваемости и внеурочной деятельности.
  2. Педагогическая ситуация отношения – возникает в процессе эмоциональных и межличностных взаимоотношений между учащимися и педагогом, в рамках педагогического процесса.

В настоящее время существует несколько общепризнанных классификаций педагогических ситуаций, которые предложены различными авторами:

  1. Классификация Брюйн де Поля:

    • ситуации-иллюстрации;
    • ситуации-упражнения;
    • ситуации-оценки;
    • ситуации-проблемы.
  2. Классификация В.С. Безруковой, основана на ряде признаков:

    • ситуации, в зависимости от места возникновения (урок, перемена, внеклассная работа и т.д.);
    • ситуации, в зависимости от участников (ученик-ученик, ученик-педагог и др.);
    • ситуации, в зависимости от заложенных в них противоречий (конфликтные, бесконфликтные, критические и т.д.);
    • ситуации, в зависимости от степени проективности (созданные преднамеренно, стихийные, естественные и т.п.);
    • ситуации, в зависимости от степени оригинальности (стандартнее, нестандартные);
    • ситуации, в зависимости от управляемости (управляемые, неуправляемые, жестко заданные и т.д.).
  3. Классификация В.А. Сластёнина, выделяет следующие виды ситуаций, в зависимости от:

    • места возникновения и протекания;
    • взаимодействующих субъектов и объектов;
    • сущности педагогического процесса;
    • воспитательным перспективам.
«Алгоритм анализа педагогической ситуации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Характеристика алгоритма анализа педагогических ситуаций

Алгоритм педагогической ситуации предусматривает следующую последовательность действий:

  1. Анализ совершенного или совершаемого субъектом педагогического процесса действия: аффективного, импульсивного, внушаемого, непроизвольного, бесполезного, нечаянного, негативного, сознательного, умышленного.
  2. Анализ мотива совершаемого (совершенного) действия. Выявление и установление причин поступка.
  3. Определение противоречия или противоречий, которые заложены в основе анализируемой педагогической ситуации.
  4. Определение точки опоры, необходимой для успешного разрешения выявленного противоречия. В качестве точки опоры устанавливаются закономерности, особенности возраста учащихся, общения, взаимодействия и т.д.
  5. Формулировка и постановка четкой педагогической задачи.
  6. Поиск нестандартных и стандартных вариантов (путей) решения поставленной педагогической задачи.
  7. Четкое определение собственной педагогической позиции по анализируемой педагогической ситуации: что является критерием успешного разрешения ситуации.
  8. Обоснование выбора решения педагогической задачи.
  9. Осуществление предварительной оценки возможных положительных и отрицательных последствий принятого решения.

Умения, необходимые для анализа педагогических ситуаций

Для того, чтобы анализ педагогической ситуации был осуществлен качественно, педагог, проводящий его, должен обладать рядом умений:

  • быстро ориентироваться разнообразных ситуация и устанавливать причины их возникновения;
  • выбирать ориентир для дальнейшего поведения в рамках каждой конкретной педагогической ситуации;
  • четко ставить педагогические цели и задачи, реализовывать их в различных ситуациях;
  • учитывать возрастные и психофизиологические особенности учащихся;
  • верно определять методы и средства педагогического воздействия на участников педагогической ситуации;
  • предвидеть возможные результаты реализуемого педагогического воздействия.

Кроме того, выполнение алгоритма анализа педагогических ситуаций, требует от педагога соблюдения ряда правил.

Педагогические правила:

  1. Прежде, чем приступать к корректировке поведения участников конфликта, необходимо снять общее напряжение в общении между ними. В том случае, если участники педагогической ситуации находятся в возбужденном эмоциональном состоянии, то они не готовы к конструктивному разговору и решению возникшей проблемы. Задача учителя в первую очередь успокоить их и снизить уровень возбуждения.
  2. Давая учащимся распоряжения использовать опосредованный способ воздействия. Это вызвано тем, что при опосредованном способе учащиеся охотнее выполняют поручения. Смысл опосредованного способа воздействия заключается в том, что педагог своей просьбой вызывает у учащегося интерес к выполнению распоряжения, соответственно он может добиться ожидаемого результата.
  3. Стараясь изменить учащегося, следует использовать специальные приемы по оценке его личности. Большое значение среди данных приемов имеет педагогически грамотная оценка учащегося как самостоятельной и индивидуальной личности. Тактичная и мудрая оценка, сформулированная с использованием специального педагогического инструментария, «покажет» ребенку его точное социальное положение и укажет путь к успешному самоутверждению в социально правильном направлении.
  4. Стараться увидеть за каждым проступком учащегося не только негативные мотивы. Для этого учитель должен обладать «педагогической зоркостью» и внимательно изучить причины проступков ребенка. Видеть только плохое – усугублять ситуацию.
  5. Тщательно готовиться не только к уроку, но и к процессу общения (взаимодействия) с учащимися. Не допускать даже малейшей некомпетентности в преподавании.
Дата последнего обновления статьи: 20.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot