Самоуправление процессом обучения
Активизация учения – это целенаправленная организация действий учащихся, которые направлены на разрешение и осознание определенных учебных проблем.
Проблемой в данной случае выступает, прежде всего, «знание о незнании», а именно осознание того, что получаемые знания недостаточны для удовлетворения познавательных потребностей учащихся.
Татьяна Ивановна Шамова – действительный член Международной академии педагогических наук, член-корреспондент РАН.
Шамовой Т.И. была выявлена и описана функция непосредственного управления определенными процессами деятельности учащихся, которая лежит в основе познавательной активности. Познавательная активность учащихся оказывает значительное влияние на успешность усвоение учебной информации, формирование необходимых умений и навыков. То есть она является одним из главных компонентов обучения.
Познавательная деятельность представляет собой совокупность внутренних действий, которые имеют логическую последовательность, определяющих ее структуру.
Активизация учения школьников зависит от самоуправления процессом обучения. В свою очередь процесс самоуправления состоит из нескольких блоков, которые были охарактеризованы советским философом М.С. Коганом:
- Выработка мотивации на обучения – каждый учащийся должен иметь собственную внутреннюю мотивацию.
- Конкретная ориентация на обучения – представляет собой целеполагание при разработке плана, технологии, программы учебных действий.
- Направленность психики – обеспечивает владение необходимыми механизмами и умение ими эффективно оперировать.
- Оценка результатов обучения – рефлексия и саморефлексия.
Наличие всех блоков, а конкретно их взаимосвязанная совокупность, обеспечивают осуществлении качественного процесса самоуправления обучением и самообучением, а также возможность активизации учения при необходимости.
Типы познавательного действия (Шамова Т.И. 1982г.)
Активизация учения школьников во многом зависит от эффективности организованных педагогом познавательных действий. Т.И. Шамовой в 1982 году были систематизированы и охарактеризованы следующие типы познавательного действия, направленные на активизацию обучения школьников:
Действия, которые подводят учащихся к осознанию значимости и необходимости новых знаний:
- организация предварительных практических действий, которые подводят учащегося к осознанию того, что имеющиеся у него знания недостаточны и требуют расширения;
- организация действий, направленных на осознание значимости теории и практики изучаемой темы (вопроса, проблемы);
- осуществление анализа и сопоставление вновь полученных фактов;
- самостоятельное выдвижение гипотез и предположений, которые направлены на использование учащимися собственных теоретических знаний.
Организация действий, направленных на создание собственной фактической базы, необходимой для последующих теоретических выводов и обобщений:
- актуализация уже имеющейся информации и фактов;
- накопление новой информации и фактов.
Организация действий, направленных на обобщение имеющегося фактического учебного материала:
- осуществление первичного обобщения посредством сравнения и сопоставления;
- осуществление новых обобщений, которые основаны на предыдущих обобщениях и сравнениях. Данные обобщения являются заключительными, проводятся в конце урока и представляют собой итоговые выводы по рассматриваемой теме урока.
Организация действий, направленных на соотнесение обобщений с многообразием определенной действительности:
- выявление новых возможностей определения общего в частном;
- применение обобщений и сравнений для объяснения внешних противоречий предметов и явлений;
- самостоятельное использование обобщений в практических ситуациях.
Дидактические основы активизации учения школьников
Как было установлено Т.И. Шамовой, особое значение в успешности реализации принципа активности учения в первую очередь имеют самостоятельные работы учащихся, имеющие творческий характер.
Активизацию учения школьников необходимо воспринимать и осуществлять не как отдельное действий, представляющее собой усиление учебной деятельности, а как процесс мобилизации педагогом физических и нравственно-волевых сил учащихся, посредством использования специальных средств, с целью достижения конкретных результатов обучения.
Физиологической основой активизации учения выступает познавательная активность учащихся, которая представляет собой рассогласование между имеющимися знаниями и потребностью ученика в них.
Таким образом, особое значение в активизации учения имеет включение учащихся в активную познавательную деятельность посредством ориентировочно-исследовательского рефлекса, который проявляется в виде реакций организма на изменения в окружающей среде.