Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогика и методика дошкольного образования

Система дошкольного образования РФ

Определение 1

Система дошкольного образования России – это сеть заведений дошкольного обучения и воспитания, имеющих разное функциональное назначение и направленных на удовлетворение потребностей семей, детей и общества.

Дошкольное образование ориентировано на решение задач охраны и укрепления детского здоровья и предоставление образовательных услуг детям дошкольного возраста. Благодаря учреждениям дошкольного образования, дети пребывают в адекватной воспитательной среде, соответствующей педагогическим и психологическим нормам и обеспечивающей их непрерывное обучение и развитие.

Система дошкольного образования развивается в условиях социального партнерства и берет в расчет специфику развития образования отдельного региона.

Функционирование ДОУ осуществляется на основе общеобразовательных программ, разработанных в соответствии с федеральными стандартами. Они составляются по общепедагогическим принципам и создают условия для воспитания, обучения и развития детей, присмотр и уход за ними, а также мероприятия по их оздоровлению. Дошкольное образование охватывает детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.

Целевое назначение функционирования дошкольной системы образования:

  1. Охрана жизни детей, обеспеченин нормального психического и физического развития каждого воспитанника;
  2. Разностороннее развитие детей; социальное, эстетическое, духовное, культурное, речевое, интеллектуальное, нравственное;
  3. Осуществление обучения и воспитания, исходя из возрастных особенностей развития детей разных групп;
  4. Проведение коррекции отклонений в различных направлениях развития детей;
  5. Организация системы взаимодействия с семьями воспитанников;
  6. Проведение консультативных мероприятий и иного рода помощи и поддержки семьям в воспитательном процессе.
«Педагогика и методика дошкольного образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Программы дошкольного образования состоят из двух основных частей:

  • Основной части.
  • Дополнительной части.

Основная часть предусматривает систему мероприятий и применение методик в процессе воспитания и обучения дошкольников, предусмотренных для соблюдения всеми ДОУ. Она включает в себя тот уровень обучения и развития, которого должен достигнуть ребенок по достижении им семилетнего возраста, позволяющих ему перейти на новый этап обучения подготовленным.

Дополнительная часть программы формируется участниками учебно-воспитательного процесса и содержит перечень учреждений дошкольного образования, их отличительные черты, направления деятельности, а также особенности национальных, культурных, климатических, экологических, демографических условий развития региона, в котором протекает процесс обучения и воспитания детей.

Своеобразие методов обучения дошкольной системы образования

Определение 2

Метод обучения – это прием организации образовательного процесса и системы взаимодействия между учащимися и педагогами, ориентированный на достижения основных целей и задач образования.

Метод образования определяет его целевое назначение, которое предполагает конкретный прием, посредством которого учебный материал будет усваиваться, и указывает на характер построения взаимодействия между участниками учебного процесса.

Любая методика образования включает в себя разнообразные приемы деятельности. они определяют конкретные действия, выполнение которых приводит к достижению целей и задач образования.

Методов обучения имеется огромное множество. Они могут дифференцироваться по различным основаниям.

В ДОУ чаще всего применяются классические методы обучения, которые делятся на группы в зависимости от информационного источника данных и характера их восприятия:

  1. Наглядные методы. Они представляют собой непосредственное визуальное наблюдение за объектом, процессом или явлением. Наблюдение помогает детям лучше усваивать теоретическую информацию.
  2. Словесные методы. Такие методы включают рассказы педагога, беседы, повествования т.е. они связаны с использованием речи и ориентированы на ее слуховое восприятие.
  3. Практические методы. Они ориентированы на выполнении детьми реальных действий, обучение их разнообразным навыкам.

Данная классификация включает самые простые методы, которые не характеризуют специфику перехода на более сложную познавательную деятельность, развитие детской самостоятельности, проявление активности и инициативности.

Существует иная классификация методов, отражающих характер учебно-воспитательной деятельности, а в которой методы четко определяют целевое назначение воспитания и обучения детей и предполагают определенные способы усвоения учебной информации. Такими методами являются:

  1. Информационно-рецептивный метод. Такие методы используются при развитии представлений детей о качествах, свойствах, структурном строении объекта изучения. С помощью этих методов информация доставляется до ребенка достаточно простым и мало затратным путем. Сюда входит рассказ педагога, чтение литературы, просмотр презентаций, диафильмов, кино фильмов.
  2. Репродуктивные методы. Такие методы ориентированы на осознание ребенком информации, ее восприятие и запоминание, посредством повторения одних и тех же сведений несколько раз. Так у детей, фиксируются в сознании представления о том или ином объекте, процессе или явлении. Педагог подготавливает специальные упражнения, базирующиеся на собственном примере. Могут быть составлены специальные рассказы или же, рассказы дополняются вопросами, чтобы материал был повторен неоднократно.
  3. Проблемный метод. Учебная информация представляется в виде проблемы, которую необходимо решить. Педагог освещает способ решения данной проблемы, применяя наблюдение, дидактические игры. Так, у детей формируются навыки прогнозирования своей деятельности и улучшается запоминание информации.
  4. Эвристические методы. Такие методы являются, по своей сути, поисковыми. Ставится проблема, которая делится на несколько частей, каждая из которых является целостной проблемой или задачей, требующей решения. Дети должны отыскать способы решения проблемы, а педагог подготавливает для этого задания или упражнения, позволяющие выполнить отдельные этапы ее решения. Сюда входит: дидактическая игра, моделирование, эвристическая беседа, конструктивные задания. Это, во многом, способствует развитию самостоятельности ребенка.
  5. Исследовательские методы. Такие методы развивают творческий потенциал ребенка, позволяя ему освоить приемы решения конкретных задач и проблем. Так, дети отлично учатся воспринимать проблему, составлять план ее решения, анализировать результаты, проделанной работы. Педагогу необходимо творчески подходить к составлению заданий для детей, применять необычные упражнения, экспериментальную работу.

В учебном процессе детей дошкольного возраста применяются своеобразные методики. Как правило, любые методы обрамляются в игровую форму, поскольку обучение дошкольников лучше и гармоничнее протекает именно в форме игры. Это обусловлено возрастной спецификой развития дошкольников, сложностями восприятия ими информации и непониманием собственных потребностей в том или ином направлении познания.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot