Познавательная деятельность – это получение знаний об устройстве окружающего мира и законах его функционирования, а также освоение способов взаимодействия с ним и воздействия на его процессы, объекты и явления.
Познавательная деятельность необходима для учащихся разных возрастных групп. Ее активное начало способствует полноценному усвоению образовательной программы и повышению общего развития учащегося.
Познавательная деятельность осуществляется в ходе обучения в школе на каждом учебном занятии. В младшем школьном возрасте, каждая дисциплина обладает огромным потенциалом для активизации познавательной работы учащегося.
На уроках русского языка активизация познавательной деятельности осуществляется посредством использования разных средств, методов преподавания образовательной программы, форм обучения и соблюдения ряда условий реализации образовательной деятельности.
Игровые технологии, применяемые на уроках русского языка
В младшем школьном возрасте, игра занимает значимое место в жизни учащегося. Он еще не полностью изменил ведущую деятельность и, часто, обращается к игре, для решения многих жизненных проблем, задач, достижения цели. Поэтому, использование игровых технологий на уроках позволяет активизировать познавательную работу учащихся, пробудить из познавательную заинтересованность.
На уроках русского языка используются следующие виды игр:
- Сюжетно-ролевые игры;
- Дидактические игры;
- Игры-задачи;
- Игры-соревнования;
- Игры-предположения;
- Игровые ситуации.
Игра помогает развить стремление к самостоятельному познанию, развивает командное взаимодействие, ориентированное на решение образовательных задач, помогает объединить педагога и учащихся, снять барьер их образовательного взаимодействия.
Дидактические игры отлично стимулируют познавательную активность учащихся. Они представляют упражнения в игровой форме, делая их интересными и занимательными. Интеллектуальные действия выполняются в игровой форме, что развивает интерес к данной дисциплине и мотивирует к познанию. Игровая форма упражнений значительно снижает учебную нагрузку и стимулирует к решению большинства учебных задач.
Дидактические игры включают в свой состав материал различной степени сложности, что делает учебное занятие индивидуально ориентированным и позволяет обучить учащихся с разным уровнем подготовки и интеллектуального развития, позволяет им полноценно освоить программу русского языка начальной школы.
Важно, учитывать возрастные особенности развития младших школьников и менять игры и игровые ситуации, поскольку дети быстро теряют интерес к одному и тому же действию, утомляются, и эффективность урока и познавательной работы значительно снижается.
На уроках русского языка можно использовать различные игровые ситуации: подсказка словечек, ответы на шуточные вопросы и др.
Творческие задания как средство развития познавательного интереса младших школьников
На уроках русского языка могут быть использованы разнообразные творческие задания, которые активизируют работу воображения, способствуют развитию навыков формирования и преобразования образов объектов и явлений окружающего мира.
Творческие задания строятся таким образом, чтобы дать каждому учащемуся возможность выразить собственное мнение по исследуемому вопросу, предложить решение проблемы. Они активизируют навыки рассуждения и формулирования выводов.
На уроках могут быть использованы творческие задания, связанные с:
- Речевым творчеством: составление рассказов, написание стихов, сочинение загадок, потешек, рассказы-этюды;
- Проигрыванием сцен из детской литературы. Они отражают жизненные процессы и явления, помогают познать поступки, их правильность и неправильность, усвоить нормы поведения, разобрать основы изучаемой дисциплины;
- Прослушиванием музыки. Музыкальные произведения помогают учащимся расслабиться и настроиться на познание;
- Продуктивными видами деятельности. В ходе них, ребенок выполняет различные задания по русскому языку, посредством создания моделей, рисования схем, объектов, процессов, созданием конструкций. Такая деятельность активизирует мыслительные процессы и стимулирует познавательную активность.
Использование занимательных заданий на уроках русского языка
Чтобы учебное занятие по русскому языку было интересным и продуктивным, необходимо правильно его организовать. Для этого, в содержание учебной программы должны быть включены занимательные задания. Они делают урок более интересным и динамичным. От учащихся требуется активизировать свое мышление, чтобы решить конкретную учебную задачу.
В качестве занимательных заданий, на уроках русского языка могут быть использованы:
- Загадки. Они помогают в познании материала учебного занятия. Например, при изучении орфограмм, урок приобретает более интересное содержание, наполненное загадочным компонентом, разгадывание которого активизирует мышление. Стремление отгадать загадку является стимулом к познавательной работе учащихся. Кроме того, загадки активизируют воображение, развивают находчивость, креативное мышление, логическое мышление, сообразительность;
- Кроссворды. Они предполагают построение учебного материала в форме игр-задач. Кроссворды составляются на основании изученного материала по русскому языку и помогают не только мотивировать к познанию, но и проверить уровень усвоения образовательной программы учащимися;
- Чайнворды. Они близки кроссвордам и выполняют ту же функциональную роль, только составляются немного иначе: слова не пересекаются, как в кроссворде, а следуют друг за другом;
- Ребусы. Они предполагают использование логики для решения конкретной задачи, представленной в виде картинок, в каждой из которых замаскировано какое-то слово. Разгадывание картинок, их связывание между собой для решения поставленной задачи, делает урок увлекательным и задействует большое количество мыслительных операций, активизируя познавательную работу;
- Шарады. Они представляют собой слова-загадки. Части слова зашифровываются с помощью специальных символов, картинок, знаков или словесной формы – стихотворения, наводящих вопросов. По ним требуется разгадать все слово.