Организационно-управленческая теория
Организационно-управленческая теория - это научная дисциплина, занимающаяся исследованием закономерностей процессов, которые протекают в организациях.
Она изучает проблемы развития организации и способы их решения. Организация является сложной системой, состоящей из множества элементов. Она включает в себя средства труда, ресурсы, в том числе, человеческие, нематериальные активы, инновации, технологии. К структуре организации так же относят дисциплину, творчество. Управление такой системой требует от руководства выработки определенных правил и нормативов, которые будут использоваться всеми участниками отношений, появляющихся внутри структуры организации.
Для более эффективного управления структурные элементы предприятия объединяются в более крупные объекты, например, в цеха, подразделения. Взаимодействие между этими объектами тоже является предметом изучения организационно-управленческой теории.
Основу организации составляют люди. Они вступают в личные, официальные, неофициальные, производственные отношения, что определяет процессы функционирования внутри предприятия и за его пределами.
Организационно-управленческая теория решает вопросы организации и реализации бизнеса, оптимизации его процессов и повышения эффективности. Все эти шаги необходимы для того, чтобы сформировать определенные структуры, необходимые для конкретного вида предпринимательства, координировать временные затраты на выполнение каждой функции. Теория организации помогает создать систему управления, которая позволит достичь поставленных целей.
Организационно-управленческая теория включает в себя несколько направлений, среди них:
- Классическая организационная теория.
- Неклассическая организационная теория.
- Системная организационная теория.
- Ситуационная организационная теория.
- Неомодернизационная организационная теория.
Разные теории организации не рассматриваются в контексте исторических этапов. Это интерпретации наиболее эффективного государственного управления, условий функционирования успешного бизнеса. В результате формируются условия для создания доходного третичного сектора экономики, способного конкурировать с другими национальными системами.
Общие сведения о Курте Левине
Курт Левин был немецким и американским психологом, развивавшим идеи в рамках социальной психологии. Он работал с теорией культурного развития Льва Выготского. Многие проблемы, которыми он занимался, легли в основу психологии как науки. В их числе:
- Уровень притязаний.
- Групповая динамика.
- Социальная перцепция.
- Игровые ситуации.
- Стремление к успеху и избегание неудач.
- Теория поля.
- Временная перспектива.
Гештальтпсихология помогла Курту Левину разработать теорию поля. «Поле» в данном случае представляет собой «тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые». Каждый человек живет и развивается в психологическом поле. Поле создается окружающими его предметами.
Левин говорил о двух видах потребностей - биологических и социальных. Он пришел к мнению, что не только неврозы, но и мыслительные процессы вызывают разрядку и напряжение потребностей. Его исследования доказали, что существующая ситуация, ее предвосхищение, которое формируется в сознании человека определяют его деятельность. Левин утверждал, что если у человека сильная мотивация, то он может преодолеть влияние поля. Такое поведение он назвал волевым.
Левин занимался исследование групповой дифференциации и типологией стилей общения. Он описал распространенные стили общения, изучил условия появления в группе лидеров, отверженных и звезд. Исследования Левина стали использоваться в социальной психологии.
Научный вклад Курта Левина в развитие организационно-управленческой теории
Важным положением теории организационного развития стало понимание, что группа сотрудников и является основным фактором изменений. Курт Левин говорил о том, что поведение человека зависит от его личностных характеристик, характеристик ситуаций, в которых он находится и от внешнего окружения.
Поле и человек влияют друг на друга. При этом важно различать силы, действующие извне и изнутри. Определяющим фактором является то, как человек воспринимает среду, а не то, какова она на самом деле.
Левин выделил движущие и сдерживающие силы. Они приводят систему в равновесие. Левин говорил, что наилучшим решением станет уменьшение интенсивности сдерживающих сил.
Исследования Левина позволяют рассматривать предприятие как совокупность потребностей человека и действующих норм. Нормы - это правила, которые вырабатываются внутри предприятия для всех участников отношений. Противоположно направленными силами в рамках организаций он так же называл образ осуществления власти и подчинения, процесс принятия решений и вовлеченности.
Еще одним революционным открытием Курта Левина стало «исследование действием». Традиционный взгляд говорит о том, что сначала должны проводиться исследования, а потом действия. Однако исследование действием представляет собой и концепцию, и технологию. Данный подход в рамках организации реализуется следующим образом. Вмешательство в производственные процессы возможно только при участии квалифицированных агентов. Все вмешательства должны быть предварительно тщательно проанализированы. Только после этого разрабатываются методы решения проблем конкретной организации. Курт Левин обучал студентов. Они проводили вмешательства в процессы организаций.
Левин отмечал, что изменения можно планировать. Он создал «шаговую» модель, включавшую в себя этапы размораживания, изменения, замораживания. Размораживание предполагает раскрытие социальной системы. Инструментами на данном этапе являются тренинги, проводимые для мотивации сотрудников. Следующим шагом являются планомерные действия, которые переводят систему на новый уровень существования. Далее идет замораживание или закрепление достигнутого уровня в долгосрочной перспективе.