Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Организационные формы инновационной деятельности

  • 👀 754 просмотра
  • 📌 697 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Организационные формы инновационной деятельности» pdf
Лекция Тема 2 Организационные формы инновационной деятельности Под организацией понимается процесс дефрагментации объекта управления с целью выделения относительно автономных структурных единиц, определение круга функций, которые каждая из этих единиц должна выполнять и установление связей между ними. В том случае, когда объектом управления является инновационная деятельность, выраженная в форме конкретного инновационного процесса, его структурными единицами являются участники процесса (организации, подразделения организаций). Функции, которые выполняют участники, как правило, соответствуют стадиям и этапам инновационного процесса (или жизненного цикла инновации); реже – отдельные работы по инновационному проекту. Между участниками инновационного процесса возникают связи, отражающие сущность разделения функции и направленные на согласование и координацию деятельности этих структурных единиц. Целью организационного обеспечения инновационного процесса является формирование такого состава участников проекта, который позволит с наименьшими издержками получить инновационный продукт с заданными характеристиками. Достижение этой цели требует ясного понимания возможностей и функциональной специфики тех структурных элементов, которые составляют, прежде всего, научно-техническую сферу национальной экономики. В организационном аспекте инновационная деятельность в Российской Федерации характеризуется функционированием структурных элементов, которые могут быть отнесены к двум группам (рис.1): • традиционные научные организации, представленные институтами Российской Академии Наук, отраслевыми научно-исследовательскими и технологическими институтами, а также совокупностью крупных конструкторских бюро; 1 • относительно новые формы инновационной деятельности: государственные научные центры, средние и малые научно-технические негосударственные фирмы, технополисы, технопарки, центры трансферта технологий и некоторые другие. Рис. 1 – Классификационная схема инновационных организаций Каждый из перечисленных видов организаций является потенциальным участником инновационного процесса, который, как правило, в силу своей специализации и реального научно-технического потенциала в той или иной форме должен кооперироваться с другими организациями, выполняя отдельные стадии, этапы или иные элементы процесса. Научные организации, входящие в систему Российской Академии Наук ориентированы на выполнение теоретических исследований, что предполагает использование полученных ими результатов в начальный период инновационного процесса. Однако в последние годы в связи с недостаточным объемом государственного финансирования многие из этих организаций выполняют работы прикладного характера (научно-исследовательские разработки) в интересах инновационно-ориентированных предприятий и организаций. Эти работы выполняются на высоком уровне, что определяется высокой научной квалификацией персонала и возможностями использовать для 2 их выполнения имеющееся в их распоряжении сложное и часто уникальное оборудование. В аспекте целесообразности участия научных организаций РАН в конкретных инновационных проектах следует учитывать, что их творческий потенциал позволяет с достаточно высокой степенью вероятности ожидать достижения результатов, обладающих высокой степенью новизны, то есть получения не только конечных (потребительских) инновационных продуктов, но и промежуточных, права на использование которых могут быть самостоятельными объектами рыночной реализации. Задача отраслевых научно-исследовательских институтов состоит в проведении разработок, направленных на создание в высокой степени детализированных теоретических моделей новых объектов производства (или способов производства, если речь идет о технологических организациях), ориентированных на применение в условиях ограниченного круга предприятий определенной отрасли. Целесообразность в конкретных случаях участия данного вида научных организаций, обладающих большим опытом и качественными ресурсами, в инновационном процессе представляется очевидным, однако при этом отраслевым НИИ присущи негативные особенности, которые могут не позволить обеспечить необходимый уровень эффективности выполняемых ими работ. Эти особенности определяются, главным образом, характеристиками сложившейся организационной структуры. В рамках отраслевых НИИ действует большое число разнообразных по содержанию деятельности и по значимости для выполнения конкретных инновационных проектов научных и проектных подразделений, а также – подразделений, занятых обслуживанием и различными формами обеспечения первых. В таких условиях формируется чрезмерный уровень затрат на выполнение научных работ, поскольку в их состав включаются не только операционные издержки, но и средства на содержание организации. В 3 последнее время существенно снижается трудовой потенциал, устаревает материально-техническая база отраслевых научно-исследовательских институтов, и существует тенденция выделения из их состава юридически самостоятельных организаций. Такие организации создаются путем выведения из состава институтов подразделений, проводящих наиболее востребованные рынком и коммерчески состоятельные исследования и разработки. Сложившееся положение приводит к тому, что ряд обладающих исторически сложившимся позитивным научным имиджем организаций данного вида на практике не вполне способны к качественному выполнению функций, определяемых инновационным проектом, и их включение в состав его участников требует тщательного содержательного анализа их фактических возможностей. Тем не менее, при целенаправленном объективном отборе отраслевые НИИ могут составить основу реализации инновационного процесса, поскольку до сих пор являются важнейшим элементом отечественной науки и, что особенно важно, обладают сложившейся на протяжении длительного времени и достаточно развитой системой кооперированных связей с другими научными организациями и производственными предприятиями. Последнее обстоятельство во многом определяет согласованность хода работ по созданию и внедрению инновационных продуктов. Важной позитивной особенностью этого вида организаций является достаточно высокий уровень их универсальности: в их составе широко представлены подразделения конструкторского профиля, что позволяет закрепить за ними не только функции научно-исследовательских, но и опытноконструкторских разработок и тем самым повысить степень организационной замкнутости инновационного процесса и упростить управление инновационным проектом в целом. Конструкторские бюро специализируются на разработке практически значимой информационной модели инновационного продукта, пригодной для 4 реализации в производственных условиях, как правило, с учетом особенностей определенного предприятия-производителя. Такая ориентация конструкторских бюро позволяет рассматривать их в качестве потенциальных участников инновационного процесса, выполняющих, главным образом, в зависимости от специализации, опытно-конструкторские и опытно- технологические разработки. При этом нужно иметь в виду, что крупные конструкторские бюро (центральные, специальные) на практике во многом являются аналогом научно-исследовательских институтов, так как обладают достаточно широким инновационным потенциалом и способны на высоком уровне выполнять, например, научно-исследовательские разработки. Кроме того, многие конструкторские бюро совмещают проведение опытноконструкторских и опытно-технологических разработок, а в отдельных случаях обеспечивают полностью или частично освоение производства инновационных продуктов. Последняя задача решается путем либо изготовления опытного образца на собственных мощностях, либо в ходе авторского контроля и поддержки освоения производства новой продукции или новой технологии на предприятиях производственной сферы, либо сочетая оба эти подхода. Факторами, затрудняющими использование возможностей конструкторских бюро в рамках конкретного инновационного проекта являются свойственные им особенности управления и структуры затрат, в целом идентичные тем, которые были отмечены для научно-исследовательских институтов, хотя и в несколько меньших масштабах. Появление новых организационных форм инновационной деятельности связано с необходимостью радикального повышения конечной результативности исследований и разработок: производственного освоения интеллектуальных научно-технических продуктов в форме товаров и услуг, предназначенных для конечного или промежуточного потребления. При этом инновационный процесс должен обеспечивать полную компенсацию затрат и получение прибыли всех участников инновационной деятельности. 5 Отчасти последняя задача решается путем реформирования традиционных научных организаций с сохранением за ними статуса государственного предприятия определенного вида - унитарного или на правах хозяйственного ведения. Примером нового типа государственной инновационной организации являются государственные научные центры, которые являются важнейшим звеном начального периода стадии разработок и ориентированы на развитие научного потенциала страны в области фундаментальных и прикладных исследований, подготовку высококвалифицированных научных кадров и на создание благоприятных условий для сохранения в Российской Федерации ведущих научных школ мирового уровня. Государственные научные центры (ГНЦ) создаются на базе действующих крупных и значимых научных организаций и высших учебных заведений. Создание ГНЦ не предполагает изменения организационно-правовых форм и форм собственности субъектов хозяйствования, но предусматривает особые формы их государственной поддержки, механизм которых обеспечивает (полностью или частично) экономическую состоятельность этого типа инновационных организаций. Предусмотрено приоритетное целевое финансирование программ, выполняемых ГНЦ, за счет средств, федерального бюджета, направляемых на проведение фундаментальных и поисковых научноисследовательских работ по планам Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике. Средства федерального бюджета выделяются также на поддержание и развитие научно-исследовательской и опытно-экспериментальной базы ГНЦ, на информационное обеспечение, на подготовку и переподготовку высококвалифицированных научных кадров и на участие в международном научно-техническом сотрудничестве. В отношении ГНЦ предусмотрены меры, стимулирующие развитие их исследовательской базы за счет дополнительных источников финансирования, включая освобождение от уплаты импортных таможенных пошлин на материалы и 6 оборудование, приобретаемые центрами для своих научных исследований, и особый порядок оплаты труда персонала. Особенности целевой ориентации и финансирования государственных научных центров позволяют рассматривать их в качестве стратегически важного элемента организационного обеспечения инновационного процесса, способного организаций, фактически безвозмездно выполняющих работы предоставить в рамках в распоряжение последующих стадий, интеллектуальные продукты, позволяющие создавать радикальные инновации (исключение составляют интеллектуальные продукты, являющиеся объектами авторского права). Значительную и постоянно возрастающую роль в современном инновационном процессе играют средние и малые научно-технические негосударственные фирмы, которые в инновационной теории и практике рассматриваются как важное звено инновационного процесса с определенной спецификой функционирования. Доля этого типа субъектов хозяйствования, в общем числе создаваемых в мировой экономике инновационных продуктов, составляет около 30%, но при этом отчетливо выражена их ориентация на создание новых объектов производства, а не технологий. Особенно активно малые фирмы действуют в высокотехнологических отраслях, составляющих основу инновационной экономики, так как для них характерна высокая операционная гибкость: эти организационные элементы инновационного процесса способны обеспечить необходимые темпы сменяемости продуктового ряда. Деятельность малых и средних научно-технических фирм в России является наиболее эффективной на начальных стадиях жизненного цикла инновации, когда инвестиционные потребности характеризуются относительно небольшими объемами и высокой степенью риска. Значительная вероятность получения отрицательного результата компенсируется ограниченным объемом потребных инвестиций и определяет интерес инвестора к финансированию этих 7 организаций: возможные потери не достигнут критической, с точки зрения влияния на общие активы инвестора, величины. В рамках этого типа организаций в зарубежной практике осуществляется весь комплекс инновационных функций – от разработок до производства в небольших масштабах. Далее инновационные достижения либо теряют рыночную привлекательность, либо переходят в сферу крупного производства и реализуются предприятиями, обладающими значительными материальными и финансовыми ресурсами. Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает… в научно-технической сфере – 60 человек. Важной позитивной особенностью малых и средних инновационных организаций является организационная то, структура что и для них система характерны управления, эффективная обеспечивающие минимизацию накладных (управленческих) расходов, и наличие прямых связей между высшим менеджментом и персоналом операционной системы, что дает возможность оперативно и результативно контролировать, регулировать и корректировать ход инновационного процесса. Эффективность деятельности данного типа инновационных организаций обеспечивается, законодательству помимо малые сказанного, предприятия поддержкой, которая включает, например: 8 тем, что по пользуются действующему государственной - льготные условия использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов (в том числе, научнотехнических) - упрощенный порядок регистрации, лицензирования деятельности, сертификации продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; - поддержку внешнеэкономической деятельности, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; - организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий - значительные льготы по кредитованию, страхованию и участию в выполнении работ в рамках государственного заказа. Одной из центральных проблем инновационной деятельности является повышение степени интеграции участников инновационного процесса, как условие снижения сроков создания и внедрения инновационных продуктов, а также рационализации использования всех видов ресурсов. Наиболее распространенными интегрированными организационными элементами инновационной деятельности являются технопарки, «бизнес-инкубаторы» и технополисы. Технопарк представляет собой комплекс субъектов хозяйствования научно-технической направленности, включая высшие учебные заведения (базовые элементы), информационную малые инновационные составляющую в виде предприятия, выставочных, а также сервисных и консалтинговых организаций, общей задачей которых является разработка законченных инновационных производственную сферу. С продуктов точки зрения и их продвижение взаимоотношений в между участниками, технопарки являются «зонтичной» структурой, менеджмент которой обеспечивает создание наиболее 9 благоприятных условий функционирования и взаимодействия различных участников инновационного процесса, в качестве главного из которых рассматривается автор (физическое лицо, коллектив или малое предприятие) инновационной идеи. Если такая идея признается перспективной, то в рамках технопарка создается специализированный операционный модуль с соответствующим материальнотехническим обеспечением и его включением в локальную инфраструктуру, обеспечивающей телекоммуникационное, бухгалтерское, юридическое, управленческое и иные виды обслуживания. Финансирование деятельности модулей осуществляется, как правило, на кредитной основе. При этом кредитором может являться как собственно технопарк, так и финансовокредитные организации, а также заинтересованные в результатах работы модуля производственные предприятия, которые в соответствии с условиями заключенного с автором контракта получают право на участие в доходах от реализации инновации. Российский опыт формирования и функционирования технопарков, показал, что основной проблемой их эффективности является низкий уровень менеджмента. Здесь, прежде всего, выделяется ориентация управленческого персонала на узкую научную специализацию и на достижение научных, а не коммерческих результатов, противоречащая основной цели технопарков. Кроме того, отсутствие специальной подготовки менеджеров технопарков: - генерирует представляющими внутренние различные конфликты виды между субъектов учредителями, хозяйствования (производственные и научные) по причине слабого согласования их интересов; - не позволяет создать условия привлечения частных инвестиций, обеспечивающие минимизацию сроков их окупаемости на основе применения прогрессивных методов ускорения инновационного процесса; 10 - снижает деловую и научную активность операционных модулей, так как управление строится на жестком администрировании, максимальной централизации прав и избыточном контроле. Однако доля объектов, находящихся на стадии планирования или создания, стабильно снижается в общей структуре предложения. Это объясняется тем, что многие индустриальные парки, которые ранее находились на таких стадиях, удалось в конечном итоге должным образом подготовить к размещению реального производства компаний-резидентов. Во многих регионах страны резидентам индустриальных парков предоставляются налоговые субсидии и льготы, объем которых зависит от установленных местным законодательством факторов. Однако, как показывает практика, наличие законодательно закрепленных региональных преференций и местных льгот для резидентов, само по себе не обеспечивает притока привлекательным для инвесторов и капитала. инвесторов благодаря Регион инициативной становится позиции региональных властей и проводимой ими последовательной политике снижения административных барьеров. В своих отчетах Ассоциация индустриальных парков выделяет две проблемы, которые существенно тормозят создание новых индустриальных парков в России: - Низкое качество подготовки проектов. Бизнес-планы и проектная документация вновь создаваемых индустриальных парков, как правило, не отвечают стандартам и требованиям конечных потребителей – инвесторов, а также потенциальных кредиторов – финансовых организаций. - Недостаток заемного финансирования. Владельцы парков вынуждены ждать инвесторов, надеясь привлечь их средства для развития бизнеса. Если отмеченные проблемы будут решены, технопарки в России могут стать высокоэффективной формой научно-производственной интеграции, и 11 трансформироваться в важный организационный элемент инновационного процесса. Разновидностью технопарков являются «бизнес-инкубаторы», которые в отличие от первых формируются не на основе научных организаций, а представляют собой форму интеграции предприятий и организаций различных отраслей с целью получения инновационного продукта с наивысшими коммерческими характеристиками. В рамках «бизнес-инкубаторов» проводятся разработки не только объектов и технологий производства, но и в таких областях, как маркетинг, менеджмент, социальная психология и иных, результаты которых могут повысить экономические характеристики и новых, и освоенных в производстве продуктов. В аспекте сказанного о проблемах технопарков одной из важнейших особенностей «бизнес-инкубаторов» является их направленность на подготовку инновационных менеджеров в процессе регулярного функционирования, то есть формирование у научных работников знаний, умений и навыков управления инновационной организацией на основе ее ориентации на коммерческие результаты. Технополис является наивысшим проявлением интеграционной тенденции в инновационной сфере: в мировой практике он представляет собой конгломерат большого числа исследовательских организаций, промышленных, преимущественно малых, предприятий, внедренческих и инфраструктурных организаций. Всех этих разнородных по содержанию деятельности участников инновационного процесса связывает заинтересованность в появлении новых идей и их скорейшей коммерциализации и территориальное расположение в пределах административно выделенного населенного пункта, для которого инновационная деятельность является градообразующей функцией. Главной содержательной особенностью данной формы интегрированных организационных элементов инновационной деятельности является то, что объединение крупных, средних и малых организаций и производственных предприятий на территориальной основе создает необходимые и достаточные 12 условия для крупных инноваций, реализация которых определяет результаты деятельности всех участников данного инновационного процесса. В Российской Федерации технополисы получили официальное название «наукоградов». Наукоград – это муниципальное образование, имеющее высокий научно-технический производственным потенциал, комплексом: с градообразующим совокупностью научно- организаций, осуществляющих стадии разработок, участвуют во внедрении инноваций и ведут подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда требует соответствия ряду требований по численности работающих в организациях научно-производственного комплекса, по объему научно-технической продукции или по стоимости основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, а также по составу расположенных на его территории научных организаций. Присвоение такого статуса является основанием для финансирования из федерального бюджета в виде субвенций дополнительных расходов наукоградов. Эффективность функционирования интегрированных научно- технических комплексов определяется теми преимуществами, которые генерируются как результат отлаженного механизма совместной деятельности совокупности входящих в данное организационное образование организаций. Этот механизм позволяет: - существенно повысить оперативность решения конкретных инновационных задач, исключив неоправданные перерывы между отдельными стадиями общего процесса исследований и разработок; - обеспечить строгую ориентацию последовательного выполнения функций региональной инновационной структуры на получение конечного, практически значимого результата в виде пригодного к применению 13 инновационного продукта с достаточно высокими для создания заинтересованности исполнителей экономическими параметрами; - получить законодательно установленные для интегрированных научных структур льготы и преференции, обеспечив экономию финансовых ресурсов, необходимых для выполнения работ в рамках конкретных инновационных проектов, и повышение их экономической эффективности. В аспекте управления инновационной деятельностью в целом важным является то, что способность интегрированных научных структур выполнять все или несколько функций инновационного процесса дает возможность рассматривать их как единый и достаточно технологически автономный объект управления. Это позволяет упростить задачи создания и поддержания связей взаимодействия и координации деятельности соисполнителей по выполнению конкретного инновационного проекта. Новой российской организационной формой инновационного процесса являются центры трансферта технологий (ЦТТ), создаваемые с целью формирования связующего звена между научной и производственной сферой и потребителем товаров и услуг. Главной задачей ЦТТ является коммерциализация результатов научных разработок, в том числе полученных за счет средств целевого государственного финансирования. Нормативно-правовую основу формирования ЦТТ составляют: - государственная политика в области финансирования исследований и разработок, предполагающая возможность использования части средств Фонда содействия развитию малых форм предприятий для формирования начального капитала новых субъектов хозяйствования, реализующих инновационные проекты со стадии исследований (программа «Старт», через которую реализуется 50% средств Фонда); - изменения в области правового обеспечения процесса коммерциализации научных разработок, позволяющие государству уступать 14 организации-разработчику права на объекты интеллектуальной собственности, которые возникли на базе разработок, профинансированных бюджетом; - исключение из налогооблагаемой базы по налогу на имущество прав на интеллектуальную собственность, что позволяет предприятиям, использующим инновационные продукты, сократить затраты на 2% их рыночной стоимости. Основными задачами ЦТТ являются: - проведение экспертизы разрабатываемых инновационных продуктов; - анализ эффективности научных исследований прикладного характера; - оценка необходимых эффективности финансовых применения и новых материальных технологий затрат на и также реализацию соответствующих проектов; - составление бизнес-планов; - разработка форм и методов поддержки прикладных научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ, востребованных рынком; - усиление роли малого и среднего бизнеса в разработке и производстве инновационной продукции; - формирование информационного банка данных инновационных разработок; - помощь разработчикам в создании, внедрении, тиражировании и распространении инновационной продукции (новых приборов, материалов, технологий). 15
«Организационные формы инновационной деятельности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 19 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot