Справочник от Автор24
Инновационный менеджмент

Конспект лекции
«Анализ результатов инновационной деятельности»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по инновационному менеджменту / Анализ результатов инновационной деятельности

Выбери формат для чтения

pdf

Конспект лекции по дисциплине «Анализ результатов инновационной деятельности», pdf

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Анализ результатов инновационной деятельности». pdf

txt

Конспект лекции по дисциплине «Анализ результатов инновационной деятельности», текстовый формат

Анализ результатов инновационной деятельности Виды эффектов инноваций и инновационной деятельности. Показатели результатов инновационной деятельности. Особенности оценки инноваций, инновационной деятельности и их эффективности. Методы оценки стоимости и эффективности инновационной деятельности и инновационных проектов. 1 Виды эффектов инноваций и инновационной деятельности Для анализа и оценки результатов инноваций и инновационной деятельности в экономической теории используют два основных понятия – "эффект" и "эффективность". Содержательное различие этих понятий заключается в том, что категория "эффект" подразумевает получение результата и является количественным оценочным показателем. Под эффектом понимается сам результат в его финансовом, материальном и социально-экономическом выражении. Понятие "эффективность" является основным качественным оценочным показателем любого вида деятельности и определяется как соотношение результата (эффекта) и затрат. Эффективность – относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемый как отношение эффекта (результата) к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение. Эффект от реализации инноваций может иметь многоаспектный характер: ! научный, ! социальный, ! технический, ! коммерческий, ! экономический, ! экологический и т.п. 1 Это объясняется тем, что любые инновации связаны с изменениями, которые имеют системный характер, т.е. в той или иной степени вызывают изменения в сопутствующих видах деятельности или процессах. Кроме того, уровень инноваций может создавать международные, национальные, региональные, местные, отраслевые и прочие виды эффектов. Практически во всех источниках научной информации выделяют следующие основные виды эффектов от реализации инноваций (табл. 1). Таблица 1 - Основные виды эффектов от реализации инноваций Вид эффекта Показатели Экономический Показатели определяются в стоимостном выражении для всех видов результатов и затрат, полученных в результате инновационной деятельности Показатели определяются исходя из новизны, простоты применимости, критериев полезности, компактности Рассчитываются финансовые показатели Научно-технический Коммерческий (финансовый, финансово-экономический) Показатели определяются исходя из влияния инновационных продуктов на объемы производства и (или) потребления соответствующих ресурсов Показатели определяются исходя из социальных результатов инновационной деятельности Учитывается влияние результатов инновационной деятельности на экологию и окружающую среду Ресурсный Социальный Экологический Экономический эффект – это результат, получаемый в ходе инновационной деятельности, в виде нового продукта или услуги, обладающих определенной ценностью на потребительском рынке. Научно-технический эффект состоит в развитии научных, технических и технологических отраслей в процессе инновационной 2 деятельности. Это результат реализации производственных инноваций. Он может быть оценен через ожидаемый экономический эффект и определен посредством оценочных балльных показателей, учитывающих новизну, уровень изобретения и практическую применимость. Он выражается в создании научно-технической продукции (прирост научной информации) в процессе научно-исследовательской деятельности. Научно-технические знания – это необходимая база для реализации инновационной деятельности и инновационных процессов. Измеряемые научно-технические возможность показатели отразить инновационной экономическую деятельности эффективность и дают значимость проведенных НИОКР. Коммерческий эффект (финансово-экономический) – отражает финансовые результаты от реализации инноваций в качестве продукта или услуги на рынке инновационной продукции. Этот эффект может выражаться финансовыми показателями в виде: прибыли от коммерциализации инноваций, дивидендов, получаемых участниками инновационного проекта, увеличения стоимости капитала и т.п. Социальный эффект – это результат нововведений, способствующих удовлетворению потребностей человека и общества (повышение благосостояния общества, повышение качества жизни и условий труда, увеличение производительности, ускорение обновления среды жизнедеятельности), не получающий, как правило, стоимостной оценки. Многие проявления социального эффекта нельзя измерить прямо или косвенно количественными экономическими показателями, но можно оценить лишь качественными показателями, которые определяются такими социальными показателями, как: ! уровень жизни и доходы населения; ! образ жизни (уровень занятости населения, новые рабочие места, уровень подготовки кадров, уровень социальной безопасности); 3 ! здоровье и продолжительность жизни (уровень развития сферы здравоохранения). Ресурсный дополнительных эффект отражает возможность эффектов от взаимодействия разных получения ресурсов или вариантов их сочетания, с возмещением дефицитного ресурса, вовлечением в хозяйственно-экономический оборот ресурсов, которые ранее не использовались. Показатели ресурсного эффекта – сокращение занятой рабочей силы, ресурсосберегающие технологии, комплексное использование сырья и др. Особое место в получении ресурсного эффекта занимают интеллектуальные ресурсы, которые во многом определяют все виды эффектов в процессе реализации инновационной деятельности. С ресурсным эффектом тесно увязан экологический эффект, который может быть как положительным, так и отрицательным. Экологический эффект – это результат, получаемый от реализации инноваций при производстве, эксплуатации и утилизации, относительно свободный от негативного воздействия на окружающую среду. Его составляющие: энергоемкость, уровень выбросов различных отходов в окружающую среду, сроки использования, возможность повторного использования после истечения срока использования. Экологическая оценка инновационного проекта подразумевает учет реальных и потенциальных экологических рисков, анализ экологической безопасности. Кроме того, эффекты от реализации инноваций учитывают такие аспекты, как: • продуктовый – в качестве улучшения качества и роста товарного ассортимента; • технологический – в качестве увеличения производительности труда и улучшения трудовых условий; • функциональный – в качестве повышения управленческой эффективности; • социальный – в качестве улучшения качества жизни населения. 4 Следовательно, экономическая ценность (стоимость) инновации для потребителя определяется ее ожидаемой (прогнозируемой) полезностью и конкурентоспособностью на рынке инновационных продуктов (услуг). В системе инновационного менеджмента эффект от инновационной деятельности принято выделять по следующим видам: • коммерческий (финансовый) эффект; • бюджетный эффект; • общеэкономический эффект. Коммерческий эффект отражает финансовые результаты от реализации инновационной деятельности для всех непосредственных участников инновационного и инвестиционного процессов. Такой эффект рассчитывается как разность между финансовыми результатами и расходами на инновационную деятельность. Он может быть, как положительным, так и отрицательным. Бюджетный эффект характеризует финансовые результаты реализации инновационной деятельности для федерального, регионального, местных бюджетов и бюджета самой организации. Рассчитывается как разница между суммой доходов от реализации инновационного процесса и суммой расходов бюджетов на его реализацию. Общеэкономический эффект – это результат осуществления инновационной деятельности в масштабах экономики страны, региона, отрасли. Он измеряется в показателях: • совокупной выручки от результатов реализации инновационной продукции на внутреннем и внешних рынках; • совокупной интеллектуальных прав выручки от продажи и аренды (лицензии, патенты, ноу-хау, объектов, программное обеспечение и т.д.); • социально-экономических результатов; 5 • экологических результатов; • поступлений от импортных пошлин; • кредитных поступлений от внешних стран, банков и организаций. Для обеспечения реализации инновационной деятельности учитываются затраты всех ее участников на уровне национальной экономики, региона, отрасли и самого производства. Поэтому анализ и оценка результатов инновационной деятельности должны осуществляться тоже для каждого участника инновационного процесса. Кроме перечисленных видов основных эффектов от реализации инноваций в процессе инновационной деятельности могут возникать другие эффекты, которые часто являются следствием взаимодействия перечисленных идет эффектов. Прежде всего, речь о всех проявлении синергетического эффекта инновационной деятельности, который возникает на основе механизма объединения элементов в единое целое при взаимодействии предпринимательских структур. Например, создание предпринимательских, торговых и других сетей, альянсов, долгосрочных контрактов, кластеров и т.п. Синергетический эффект в экономике характеризует возможность получения большего экономического эффекта, чем простая арифметическая сумма экономических эффектов от деятельности отдельных элементов хозяйственной системы в результате объединения их деятельности. В инновационной экономике идеи синергизма широко применяются в практике корпоративного управления. Например, появились такие новые понятия, как: торговый, операционный, инвестиционный и управленческий синергизм. Торговый синергизм позволяет увеличить прибыль за счет поставки инновационных товаров по одним и тем же каналам дистрибуции, хранения на одном складе, с общей рекламой и под единым руководством разработкой. 6 Операционный использования синергизм производственных предполагает возможностей и оптимизацию труда работников предприятия, а также грамотное распределение накладных расходов. Инвестиционный синергизм появляется как результат совместного использования объектов инвестиций, таких как: основные средства и оборудование, запасы сырья. Управленческий синергизм возникает вследствие оптимального управления организацией в процессе решения стратегических и тактических задач. В качестве организационно - экономического механизма реализации инноваций синергетического рассматривает выбор институциональных типа синергетический адекватных форм, и менеджмент взаимосогласованных институциональных отношений, методов, инструментов, рычагов. В качестве инновационных необходимых проектов с институциональных синергетическим форм эффектом развития реализуется технополисное развитие территорий и создание инновационных кластеров. 2 Показатели результатов инновационной деятельности Для оценки результатов инновационной деятельности в отечественной и зарубежной практике используют систему показателей, характеризующих инновационную активность и инновационную конкурентоспособность. Показатели можно разделить по группам: затратные, динамичные, показатели обновляемости, структурные показатели. 1. К затратным показателям относятся: • удельная величина расходов на НИОКР в общем объеме продаж, характеризующая показатели наукоемкости в производимой продукции компании; • удельная величина расходов на объекты интеллектуальных прав (лицензии, патенты и т.д.); 7 • расходы, связанные с покупкой инновационных проектов/компаний; • расходы на инновации. 2. К динамичным показателям относятся: • инновационность (от англ. turn around time – оборотное время). Это время с момента появления спроса на новую продукцию до момента се выхода на рынок; • длительность процесса разработки новой продукции; • длительность подготовки запуска новой продукции; • длительность производственного цикла новой продукции. 3. К показателям обновляемости относятся: • общее количество внедренных инновационной продукции и процессов; • показатели динамики обновляемости продукции за 2, 3, 5 и 10 • общее количество полученных новых технологий; • общий объем экспорта инновационного продукта; • общий объем оказываемых инновационных услуг. лет; 4. К структурным показателям относятся: • все подразделения, задействованные в исследовании, разработке и экспертизе; • все совместные предприятия, задействованные в инновационном процессе; • персонал, задействованный в НИОКР (количество, структура); • временные творческие, инициативные группы. Для наиболее объективной оценки результатов инновационной деятельности в России были разработаны специальные индикаторы с использованием статистических инструментов, закрепленные приказом Росстата от 24.09.2014 № 580 "Об утверждении статистического 8 инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий". Основные индикаторы и показатели оценки индикаторы и инновационной деятельности представлены в табл. 2. Таблица 2 - Основные показатели оценки инновационной деятельности Индикатор Показатели 1. Динамика показателей инновационной деятельности 1.1. Инновационная активность организаций 1.2. Удельный вес организаций, осуществлявших отдельные виды инновационной деятельности, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации 1.3. Научно-исследовательские подразделения в организациях, осуществлявших технологические инновации 1.4. Объем инновационных товаров, работ, услуг 1.5. Объем экспорта инновационных товаров, работ, услуг 1.6. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в объеме продаж на внутреннем и внешнем рынках 1.7. Структура экспорта инновационных товаров, работ, услуг 1.8. Рейтинг результатов инновационной деятельности 1.9. Удельный вес организаций, участвовавших в технологическом обмене, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации 1.10. Распределение организаций, осуществлявших технологические инновации и участвовавших в технологическом обмене, по странам и регионам 1.11. Совместные проекты по выполнению исследований и разработок в организациях, осуществлявших технологические инновации 1.12. Затраты на технологические инновации 1.13. Затраты на технологические инновации по источникам финансирования 1.14. Удельный вес затрат на отдельные виды инновационной деятельности в общем объеме затрат на технологические инновации 9 1.15. Рейтинг источников информации для технологических инноваций 1.16. Рейтинг методов защиты научно-технических разработок в организациях, осуществлявших технологические инновации 1.17. Рейтинг факторов, препятствующих технологическим инновациям 2. Инновационная 2.1. Инновационная активность организаций по видам активность экономической деятельности организаций 2.2. Распределение организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации, по видам экономической деятельности 2.3. Совокупный уровень инновационной активности организаций но видам экономической деятельности 2.4. Инновационная активность организаций по величине 2.5. Распределение организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации, но величине 2.6. Инновационная активность организаций по формам собственности 2.7. Распределение организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации, по формам собственности 2.8. Затраты на технологические, организационные, маркетинговые инновации по видам экономической деятельности 2.9. Затраты на технологические, организационные, маркетинговые инновации по величине организаций 2.10. Затраты на технологические, организационные, маркетинговые инновации по формам собственности организаций 2.11. Структура затрат на технологические, организационные, маркетинговые инновации по типам инноваций 2.12. Распределение затрат на технологические, организационные, маркетинговые инновации по типам инноваций и видам экономической деятельности 2.13. Распределение затрат на технологические, организационные, маркетинговые инновации по типам инноваций и величине организаций 2.14. Распределение затрат на технологические, организационные, маркетинговые инновации но типам инноваций и формам собственности организаций 10 2.15. Интенсивность затрат на технологические, организационные, маркетинговые инновации по видам экономической деятельности 2.16. Интенсивность затрат на технологические, организационные, маркетинговые инновации но величине организаций 2.17. Интенсивность затрат на технологические, организационные, маркетинговые инновации по формам собственности организаций 2.18. Оценка результатов инновационной деятельности 2.19. Основные показатели деятельности организаций, выпускавших инновационные товары, работы, услуги, связанные с нанотехнологиями 2.20. Объем инновационных товаров, работ, услуг, связанных с нанотехнологиями, по видам экономической деятельности 2.21. Объем инновационных товаров, работ, услуг, связанных с нанотехнологиями, по величине организаций 2.22. Объем инновационных товаров, работ, услуг, связанных с нанотехнологиями, по формам собственности организаций 3. Технологические 3.1. Удельный вес организаций, осуществлявших инновации технологические инновации, в общем числе организаций по видам экономической деятельности 3.2. Удельный вес организаций, осуществлявших продуктовые и процессные инновации, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности 3.3. Распределение организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности 3.4. Удельный вес организаций, осуществлявших продуктовые и процессные инновации, в общем числе организаций по видам экономической деятельности 3.5. Удельный вес организаций, осуществлявших одновременно технологические и организационные инновации, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности 3.6. Распределение организаций, осуществлявших одновременно технологические и организационные инновации, по видам экономической деятельности 3.7. Удельный вес организаций, осуществлявших 11 одновременно технологические и маркетинговые инновации, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности 3.8. Распределение организаций, осуществлявших одновременно технологические и маркетинговые инновации, по видам экономической деятельности 3.9. Структура организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам инновационной деятельности 3.10. Удельный вес организаций, осуществлявших отдельные виды инновационной деятельности, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности 3.11. Распределение организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам инновационной и экономической деятельности 3.12. Удельный вес организаций, имевших научноисследовательские, проектно-конструкторские подразделения, в их общем числе по видам экономической деятельности 3.13. Число подразделений, выполнявших исследования и разработки, и численность их работников в организациях по видам экономической деятельности 3.14. Удельный вес работников, выполнявших исследования и разработки, в общей численности работников организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности 3.15. Кооперация при разработке технологических инноваций 3.16. Удельный вес отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по видам экономической деятельности организаций, осуществлявших и не осуществлявших технологические инновации, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг 3.17. Объем инновационных товаров, работ, услуг по видам экономической деятельности 3.18. Объем инновационных товаров, работ, услуг по уровню новизны и видам экономической деятельности 3.19. Удельный вес инновационных товаров, работ, 12 оказанных услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг по уровню новизны и видам экономической деятельности 3.20. Вновь внедренные или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям инновационные товары, работы, услуги, новые для рынка сбыта организации, по видам экономической деятельности 3.21. Вновь внедренные или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям инновационные товары, работы, услуги, новые для мирового рынка, по видам экономической деятельности 3.22. Вновь внедренные или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям инновационные товары, работы, услуги, новые для организации, но не новые для рынка, по видам экономической деятельности 3.23. Экспорт инновационных и не подвергавшихся технологическим изменениям товаров, работ, услуг по видам экономической деятельности 3.24. Экспорт инновационных товаров, работ, услуг по странам и видам экономической деятельности 3.25. Удельный вес организаций, участвовавших в технологическом обмене, в их общем числе по видам экономической деятельности 3.26. Удельный вес организаций, участвовавших в технологическом обмене, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности 3.27. Импорт технологий организациями, осуществлявшими технологические инновации, по видам экономической деятельности 3.28. Экспорт технологий организациями, осуществлявшими технологические инновации, по видам экономической деятельности 3.29. Формы приобретения технологий организациями, осуществлявшими технологические инновации, по видам экономической деятельности 3.30. Формы передачи технологий организациями, осуществлявшими технологические инновации, по видам экономической деятельности 3.31. Новые технологии (технические достижения), приобретенные и переданные организациями, 13 осуществлявшими технологические инновации 3.32. Участие организаций в совместных проектах по выполнению исследований и разработок 3.33. Организации, участвовавшие в совместных проектах по выполнению исследований и разработок, но видам экономической деятельности 3.34. Организации, осуществлявшие технологические инновации и участвовавшие в совместных проектах по выполнению исследований и разработок, но странампартнерам и видам экономической деятельности 3.35. Распределение организаций, осуществлявших технологические инновации и участвовавших в совместных проектах по выполнению исследований и разработок с партнерами из отдельных стран, по видам экономической деятельности 3.36. Организации, осуществлявшие технологические инновации и участвовавшие в совместных проектах по выполнению исследований и разработок, по типам партнеров и видам экономической деятельности 3.37. Распределение организаций, осуществлявших технологические инновации и участвовавших в совместных проектах по выполнению исследований и разработок, по типам партнеров и видам экономической деятельности 3.38. Организации, осуществлявшие технологические инновации и участвовавшие в совместных проектах по выполнению исследований и разработок, по типам кооперационных связей и видам экономической деятельности 3.39. Совместные проекты по выполнению исследований и разработок организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности 3.40. Совместные проекты по выполнению исследований и разработок организаций, осуществлявших технологические инновации, по типам партнеров и видам экономической деятельности 3.41. Совместные проекты по выполнению исследований и разработок организаций, осуществлявших технологические инновации, по типам кооперационных связей и видам экономической деятельности 3.42. Технологическое партнерство при выполнении исследований и разработок организаций, 14 4. Организационные инновации осуществлявших технологические инновации 3.43. Структура затрат организаций, осуществлявших технологические инновации, по типам инноваций 3.44. Затраты на технологические инновации по видам экономической деятельности 3.45. Распределение затрат на технологические инновации по видам экономической деятельности 3.46. Структура затрат па технологические инновации по видам инновационной деятельности 3.47. Затраты на технологические инновации по видам инновационной и экономической деятельности 3.48. Распределение затрат на технологические инновации по видам инновационной и экономической деятельности 3.49. Структура затрат на технологические инновации по источникам финансирования 3.50. Затраты на технологические инновации по источникам финансирования и видам экономической деятельности 3.51. Распределение затрат на технологические инновации по источникам финансирования и видам экономической деятельности 3.52. Интенсивность затрат на технологические инновации по видам экономической деятельности 3.53. Удельный вес организаций, оценивших отдельные источники информации для технологических инноваций как основные, в общем числе организаций 3.54. Удельный вес организаций, оценивших отдельные методы защиты научно-технических разработок как основные, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации 3.55. Удельный вес организаций, оценивших отдельные факторы, препятствующие технологическим инновациям, как основные, в общем числе организаций 4.1. Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации, в общем числе организаций по видам экономической деятельности 4.2. Распределение организаций, осуществлявших организационные инновации, по видам экономической деятельности 4.3. Кооперация при разработке организационных инноваций 4.4. Затраты на организационные инновации по видам экономической деятельности 15 4.5. Затраты на организационные инновации в расчете на одну организацию, осуществлявшую организационные инновации, по видам экономической деятельности 4.6. Удельный вес организаций, осуществлявших отдельные виды организационных изменений, в общем числе организаций, имевших готовые организационные инновации в течение последних трех лет, по видам инноваций и экономической деятельности Статистические методы позволяют достаточно точно оценить влияние технологических инновационных продуктов на результат инновационной деятельности. К примеру, определяется динамика продаж, вызванная внедрением инноваций. Такая динамика рассчитывается с помощью показателя инновационной продукции (созданной в данном году на основе технологических изменений). Определение состава инновационной продукции происходит согласно типам технологических инноваций и их новизны. В статистике объемы инновационной продукции учитываются в ценах реализации компании без НДС и акцизов. В соответствии с этим происходит определение удельного веса инновационной продукции в общем объеме реализации. Показатели по учету влияния инновационных продуктов на результат деятельности компаний можно измерить суммой прибыли от инновационной реализации в общей сумме годового дохода. Если подходить к результатам инновационной деятельности со стороны расходов на производственные ресурсы, то здесь можно использовать показатели, учитывающие сокращение производственных издержек (сокращение фонда оплаты труда, материальных затрат, энергии и т.д.) как результат внедрения инноваций. 3 Особенности оценки инноваций, инновационной деятельности и их эффективности 16 Категория "эффективность", как уже упоминалось ранее, раскрывается в соотношении полученных результатов и затраченных ресурсов, используемых для их получения. Для реализации инноваций привлекаются разные ресурсы (научные, интеллектуальные, финансовые, организационные и др.), поэтому и оценивать эффективность инновационной деятельности или инноваций нужно исходя из определенных критериев (экономических, финансовых, социальных, коммерческих и т.п.). Поэтому определения эффективности инновационной деятельности является в настоящее время достаточно сложной и трудоемкой работой, так как требует определение не только конечного результата (инноваций), но и расчета эффективности на всех этапах инновационного процесса, для каждого участника и по каждому используемому ресурсу, т.е. комплексной оценки. Оценка результатов любой деятельности является сложной проблемой, так как она связана, прежде всего, с определением оценочных критериев (показателей). Особенностью оценки результатов в инновационной сфере является то, что она носит многокритериальный характер и имеет не только объективные, но и субъективные характеристики. Это объясняется тем, что: • разных результаты инновационной деятельности можно оценивать с точек зрения (экономической, социальной, научной, информационной, экологической и т.д.), т.е. с помощью разных критериев; • в процессе реализации инновационной деятельности используется все многообразие ресурсов (материальных, финансовых, интеллектуальных и др.), т.е. можно оценить эффективность использования разных ресурсов; • в процессе реализации инновационной деятельности может быть много участников, которые выдвигают свои требования (критерии) оценки результатов деятельности. 17 В настоящее время в нашей стране не существует универсальных методик оценки инновационной деятельности. Бо́льшая часть ученых разрабатывают частные методики, исходя из теории экономической эффективности или существующей методики оценки инвестиционного проекта. Это объясняется тем, что инновационная деятельность в разных отраслях экономики имеет свою специфику и разные критерии (показатели) оценки. Однако теория экономической эффективности позволяет оценивать результативность использования ресурсов, системы управления и выбрать оптимальную организацию ее применения в конкретных условиях. Экономическая эффективность выражается в показателе рентабельности как соотношение между полученной в течение года прибылью и использованным капиталом. Этот показатель является важным для оценки конкурентоспособности инновационного предприятия. Соизмерение результатов и затрат называется эффективностью деятельности, а ресурсная эффективность показывает, сколько продукции приходится на единицу затраченного ресурса. К этому виду эффективности можно отнести производительность труда, капитало - и материалоотдачу. В теории эффективности выделяют три основные группы показателей, характеризующих эффективность процессов и учитывающих: • степень достижения целей; • ресурсозатратность; • затраты времени. В теории экономической эффективности применяются две основные процедуры – анализ и синтез. Среди основных задач анализа эффективности инновационного процесса можно выделить: • оценку эффективности процесса в соответствии с выбранным критерием; • анализ эластичности показателей по отношению к изменениям параметров условий (внутренних и внешних); 18 • анализ рисков в отношении показателей эффективности; • выбор самых существенных по влиянию параметров в отношении показателей эффективности процесса. Задачами синтеза в теории эффективности являются: • определение закономерности изменения в структуре систем управления в зависимости от условий применения; • определение законов и принципов управления системой посредством ее параметров; • определение вида расходуемых ресурсов и построение системы обеспечения; • разработка параметрических требований качества системы в зависимости от условий применения. Представленные направления оценки эффективности деятельности в теории эффективности могут быть использованы и для оценки инновационной деятельности с точки зрения реализации целей, затрат и времени, так как они являются общими критериями оценки любой деятельности. В инновационной сфере России на сегодняшний момент наиболее распространенным подходом в оценке инноваций является оценка инновационно-инвестиционного проекта, т.е. проектный подход. Поэтому оценка инноваций производится по двум направлениям: • оценка финансовой состоятельности и экономической эффективности проекта; • оценка стоимости инновационного бизнеса (на этапе прогнозируемого "выхода" из него инвестора). Основной особенностью оценки финансовой состоятельности и экономической эффективности инновационного проекта является то, что при этом возникают: 19 • сложности прогнозирования затрат и денежных поступлений по проекту; • проблемы, связанные с оценкой жизнеспособности проекта; • условия повышенных рисков; • быстрые изменения рыночной конъюнктуры в области инноваций. Следует отмстить, что главной особенностью оценки инновационной деятельности является то, что даже незавершенный инновационный проект может иметь положительный эффект и не обладать экономической эффективностью. Например, создание новых технологий, интеллектуальной собственности, представляющих интерес для патентования и последующей продажи, в виде повышения квалификации сотрудников, разработки новых управленческих методов и многое другое, что соответствует понятиям социальных, научных и технологических эффектов. Кроме того, иногда используется диагностический подход к формированию системы показателей для оценки состояния инновационной деятельности. В рамках этого подхода предъявляются основные требования к системе показателей оценки. Например, система должна учитывать: • отраслевые особенности инновационных процессов (в частности, их наукоемкость); • характеристики производственной системы (уровень трудоемкости, фондоотдачу и т.п.); • тип производства; • стадию развития организации (рост, зрелость, спад); • наличие и качество необходимых ресурсов; • инновационный потенциал предприятия; • инновационную активность. Существуют несколько основных методов экспертизы инновационных проектов: 20 • описательный метод. Имеет широкое распространение во многих странах мира. Метод позволяет рассмотреть потенциальные воздействия эффектов инновационных проектов на конъюнктуру определенного рынка. Результаты обобщаются, анализируются и позволяют сделать прогнозы возможных положительных и отрицательных эффектов от реализации проекта. Недостаток метода заключается в сложности корректного сравнения двух и более вариантов; • сравнительный метод. Учитывает как количественные, так и качественные показатели двух и более инновационных проектов. Недостаток метода заключается в излишней степени субъективной интерпретации полученных данных; • метод сравнительной экспертизы. Позволяет сравнить состояние компаний, получающих и не получающих государственное финансирование. 4 Методы оценки стоимости и эффективности инновационной деятельности и инновационных проектов Методы оценки стоимости и эффективности инновационной деятельности частично совпадают с методами оценки, применяемыми в инновационной деятельности. Тем не менее, учитывая изначально рисковый характер, оценочные методы в инновационной деятельности имеют свои особенности. Эффективность инновационной деятельности напрямую связана с суммарной стоимостью инновационного проекта. Чем выше эффективность, тем дороже в итоге и проект. Рассмотрим методы оценки стоимости инновационной компании (проекта). 1. Метод дисконтированных денежных потоков (англ. Discounted cash flow, DCF). Стоимость компании рассчитывается как сумма дисконтированной величины денежного потока в течение прогнозного 21 периода (т.е. периода "до выхода" инвестора из бизнеса) и приведенной величины денежных потоков в постпрогнозный период (терминальная стоимость компании (CV), т.е. стоимость компании на момент "выхода" инвестора из бизнеса) где NOPLAT – чистая операционная прибыль за вычетом скорректированных налогов (в год, следующий за прогнозным периодом); ROICt – дополнительный доход на вновь инвестированный капитал; g – ожидаемый постоянный прирост NOPLAT компании; WACC – средневзвешенная цена капитала компании. 2. Венчурный метод (venture capital method, VC) представляет собой адаптацию метода DCF к ранним стадиям развития инновационной компании. Суть метода – прогноз терминальной стоимости компании на момент "выхода", а затем ее дисконтирование по высокой рисковой ставке (обычно 60% и выше). 3. Договорный метод состоит в том, что стоимость организации определяется на основании договора по взаимному согласию сторон. При этом оценка производится с использованием затратного подхода или основывается на текущей стоимости активов компании. Наиболее часто этот метод оценки инновационной компании применяется на "посевной" стадии. 4. Метод сопоставимых оценок (оценка по аналогии). Основан на сопоставлении нескольких основных показателей, используемых при оценке стоимости компании (P/S, Р/Е и др.), с показателями аналогичных действующих на рынке организаций. Компании для сравнения выбираются по таким критериям, как: отраслевая принадлежность, темпы роста, размер. Наиболее часто этот метод используется на "поздних" стадиях развития компании. 22 5. Метод "реальных опционов" (англ. Real options valuation, ROV). Реальный опцион – это право его владельца купить или продать актив в любое удобное для него время. Метод позволяет более гибко, чем при использовании метода DCF, оценить будущий потенциал проекта (не только с экономической, но и с точки зрения "рыночной перспективности", качества менеджмента) и, соответственно, более эффективно управлять инновационной компанией или проектом. К примеру, компания изучает возможность приобретения лицензии на разработку запасов газа в данной области. Расчеты показывают, что затраты на разработку будут превышать доходы, соответственно, проект будет убыточным. Тем не менее, цены на газ подвержены колебаниям, и через какой-то период общий результат может измениться. Реальный опцион в рамках данного проекта предполагает покупку лицензии, которая даст право, но не обязывает при изменившихся условиях начать реализацию проекта. Виды реальных опционов: • опцион на сокращение и на выход из бизнеса (опцион PUT); • опцион на развитие (в случае благоприятного развития событий – опцион CALL); • опцион, позволяющий отложить инвестиции на определенный период; • опцион "роста": первоначальные инвестиции дают право на реализацию последующих опционов, например, на научно-изыскательские работы; • опцион на переключение и временную остановку бизнеса; • опцион на возможность увеличить или уменьшить масштабы проекта; • комплексный опцион содержит в себе более одного варианта возможности реализации (например, если в благоприятных условиях 23 компания может расширить масштабы деятельности, а в неблагоприятных инвестор обладает опционом на выход). В основе методических подходов к оценке эффективности инновационных проектов и инновационной деятельности предприятий лежат принципы учета денежных потоков. И инновационная, и инвестиционная деятельность тесно связаны с временны́ми факторами и дисконтированием. Известное экономическое правило, гласящее, что рубль сегодня стоит дороже, чем рубль завтра, здесь применяется повсеместно. Учет фактора времени и факторов риска влияет на ожидания инвесторов, тип инвестиций (венчурные, ангельские и т.д.), объем вложений и т.д. Соответственно, применяемые в оценке эффективности методы и методические рекомендации связаны с дисконтированными и учетными оценками. В мировой практике при оценке и отборе инновационных проектов для финансирования и оценки их эффективности широко применяется методика ЮНИДО. Помимо этой методики существуют и другие, в том числе отечественные методы. Подбор подходящего метода осуществляется в зависимости от сроков осуществления проекта, размеров вложений и прочих факторов. 1. Чистый дисконтированный доход (англ. Net present value, NPV) представляет собой сумму дисконтированных значений, исчисленных (приведенных) на сегодняшний день. NPV – это разница между суммой денежных притоков и оттоков, приведенных к текущему дню (моменту оценки): где CFt – платежное значение через t лет; IC – начальные вложения (англ. Invested capital)•, i – ставка дисконтирования (1, 2 N). Ставка дисконтирования представляет собой переменную величину, которая зависит от нескольких факторов. В общем случае, она 24 приравнивается к проценту инфляции в стране. Но в случае рассмотрения конкретного проекта данная ставка рассчитывается по формуле где (i1, i2, ..., in) – это комплекс факторов, способных повлиять на денежные потоки в будущем, в рамках данного инновационного проекта, в частности: i1 – ставка рефинансирования, ставка коммерческого использования, банковская ставка по депозитам и т.д.; i2 – уровень инфляции, и т.д. Расчетное значение NPV дает понимание об эффективности проекта: при положительном значении расчетного коэффициента проект признается эффективным. И чем выше положительное значение, тем эффективнее проект. Важно понимать, что для инновационных проектов один лишь расчет финансовой эффективности нс может дать даже приближенную картину их успешного развития. Слишком много рисковых, непредвиденных факторов возникает на каждом из этапов. Метод чистого дисконтированного дохода позволяет оценить лишь "денежную", расчетную эффективность. 2. Индекс рентабельности (англ. Profitability index, PI) представляет собой отношение суммы дисконтированных денежных потоков к начальным вложениям. Индекс рассчитывается по формуле где NCFn (англ. Net cash flow) – дисконтированные денежные потоки; I (англ. investment) – инвестиции. Индекс рентабельности помогает оценить один из проектов со схожими значениями NPV, но отличных по объему требуемых вложений. Соответственно, проект с большей эффективностью вложений будет более выгодным, индекс рентабельности которой будет выше. Существуют и 25 другие используемые названия для PI – индекс доходности или индекс прибыльности. 3. Внутренняя норма доходности (англ. Internal rate of return, IRR) представляет собой процентную ставку, обращающую чистый дисконтированный доход в ноль. Рассчитывается из уравнения IRR также широко используется при оценке эффективности инновационных проектов в качестве расчета ставки альтернативных вложений. При оценке нескольких проектов с разными IRR предпочтение отдается проекту с максимальным значением 1RR. Часто инвесторы используют расчет внутренней нормы доходности как начальный этап количественного инвестиционного анализа, отсеивая проекты, у которых IRR ниже 15%. Внутренняя норма доходности имеет также такие названия как: внутренняя норма рентабельности, внутренняя норма прибыли, норма возврата инвестиций. 4. Срок окупаемости (англ. Pay-hack period, РВР) – представляет собой период времени, за пределами которого чистый дисконтированный доход становится больше нуля. Срок окупаемости выражается в количестве месяцев, необходимых для возмещения объема вложений в проект. Еще раз подчеркнем, что в условиях инновационной деятельности ни один из вышеупомянутых методов не может являться достаточным для оценки эффективности проекта. Каждый метод дает лишь некий срез финансового анализа эффективности. 26

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Инновационный менеджмент

Принципы и методы анализа инновационной деятельности

Принципы и методы анализа инновационной деятельности Базовые положения реализации системного подхода при анализе инновационной деятельности. Принципы ...

Инновационный менеджмент

Инновационный менеджмент

Томский межвузовский центр дистанционного образования З.В. Горбаток ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Учебное пособие Томск-2004 1 Министерство образования и н...

Автор лекции

Горбаток З. В.

Авторы

Инновационный менеджмент

Инновационный менеджмент

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 1 Понятие и сущность инновационного менеджмента Новое знание расширяет наши представления об окружающем мире, и в этом состои...

Инновационный менеджмент

Анализ и оценка рисков инновационной деятельности

Лекция 20. Анализ и оценка рисков инновационной деятельности Основные положения и понятия теории рисков. Классификация и содержание инвестиционных и и...

Инновационный менеджмент

Инновационный менеджмент

2. Краткий курс лекций дисциплины ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Тема 1. Объект и предмет курса инновационного менеджмента 1. Инноватика как область знаний....

Инновационный менеджмент

Экономика инноваций на высокоскоростном транспорте

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “петербургский ...

Автор лекции

Е.С. Палкина

Авторы

Инновационный менеджмент

Инновационный менеджмент

2. Краткий курс лекций дисциплины ИННОВАЦИОННЫЙ Менеджмент Тема 1. Объект и предмет курса инновационного менеджмента 1. Инноватика как область знаний....

Инновационный менеджмент

Объективная необходимость нововведений как особой науки — инновационного менеджмента

Раздел 1. Методологические основы управления инновационной деятельностью Тема 1. Объективная необходимость нововведений как особой науки – инновационн...

Экономика

Инноватика как область знаний

1 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский технологический университет» МИР...

Автор лекции

Наумов Е.А.

Авторы

Смотреть все