В настоящее время исследователи выделяют следующие виды проблем, связанные с организационной эффективностью и ее оценкой:
- Постоянная переменчивость внешней и внутренней среды, влияющая на общеорганизационную ситуацию
- Недостаток возможностей количественно оценить фактические и планируемые показатели, которые характеризуют качественное состояние организации;
- Неполное понимание влияния принимаемых мер на успех организации, то есть причинно-следственных связей между ними, что может быть вызвано, например, значительным временным разрывом между ними;
- Отсутствие моделей – «образцов», идеалов, к которым должна стремиться организация.
Чтобы определить конкретную проблему организационной эффективности, четко поставить цель, понять особенности организации и качественно осуществлять этапы диагностического процесса, необходимо проверить соответствие организации определенным критериям:
Критерии определения проблем организационной эффективности
- Общая эффективность работы организации – оценивается по достижению целей, ради которых была создана. Цели могут быть не только коммерческие, но и социальные, научно-технические, экологические и прочие;
- Выполнение программы экономического и социального развития в том виде, в котором она была определена при формировании целей и стратегического плана деятельности организации;
- Финансовая обеспеченность организации. Для данного критерия важно превышение объема выручки над объемом расходов, который в том числе включает установленные государством и регионом отчисления, затраты на развитие организации с точки зрения деятельности и социальной составляющей;
- Технологический уровень организации и производимых ей работ/услуг требованиям рынка;
- Уровень качества производимых услуг не ниже общепринятого мирового для данной отрасли при себестоимости (ниже основных конкурентов);
- Главные социальные проблемы сотрудников должны решаются в приоритетном порядке. Критерий оценивается по степени удовлетворения социально-бытовых потребностей и возможность профессионального развития в коллективе;
- Выполнение организацией требований экологии.
Качественный анализ вышеперечисленных критериев позволяет выявить основные проблемы организационной эффективности организации и определить направления дальнейшее работы по ее повышению. Проведение качественного анализа критериев невозможно без учета принятых в мире подходов оценки критериев по семи параметрам:
Параметры выявления проблем организационной эффективности
- Действенность – характеризует, насколько система достигла поставленных перед ней целей, основываясь на следующих показателях оценки: своевременность, количество, качество.
- Экономичность – отражает уровень ресурсов, которые предполагалось израсходовать для достижения определенных целей и выполнения конкретных работ (услуг), с ресурсами, которые были фактически потрачены.
- Качество – определяет, насколько проукт/услуга соответствует требованиям, спецификациям и ожиданиям клиентов. Качественно это можно оценить по следующим условиям:
- Соответствуют ли требованиям условия производства и доставки продукта?
- Получил ли покупатель удовлетворение от продукта?
- Соответствует ли функционал продукта его предназначению?
- Прибыльность – соотношение между общим доходом и фактическим расходом.
- Производительность - отношение выполненных работ (услуг) к средствам, затраченным на их реализацию.
- Качество условий трудовой жизни – выражается в престижности работы, чувство безопасности и уверенности, удовлетворенности работников организации, включая управленческий персонал.
- Внедрение новшеств – использование новейших достижений в области современной техники и управления в организации для достижения поставленных целей.