Сущность, предназначение и виды ярмарок и выставок в маркетинге
Ярмарки и выставки – это рыночные, коммерческо-зрелищные мероприятия, проводимые компаниями, в рамках которых фирмы-экспоненты посредством демонстрации выставочных образцов представляют свои товары и услуги.
Выставочная деятельность считается одной из важнейших составляющих маркетинга. Основными формами ее организации и проведения считаются ярмарки и выставки, они же служат инструментами маркетинговой деятельности фирм. По своему содержанию выставки и ярмарки поддаются множественной классификации по различным основаниям. В общем виде их типология представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Классификация выставочно-ярмарочных мероприятий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В зависимости от характера демонстрируемых экспонентов ярмарки и выставки принято делить на два типа - универсальные и специализированные. Первые охватывают одновременно несколько отраслей, а вторые – ориентируются на какую-либо одну сферу.
В зависимости от состава участников, мест проведения и экономического значения ярмарки и выставки разграничивают на региональные, межрегиональные, национальные и международные.
По способам и срокам проведения выставочно-ярмарочные мероприятия могут быть краткосрочными и передвижными.
Наконец, в зависимости от частоты проведения, которая в значительной степени зависит от вида демонстрируемой продукции, ярмарки и выставки делят на сезонные, ежегодные и периодические.
Понятие и цели ярмарочной и выставочной деятельности в маркетинге
Исторически под ярмарками принято было понимать торжища широкого значения и сезонные рыночные распродажи, периодически организуемые в определенном месте. Сегодня их отождествляют с кратковременными мероприятиями, периодически проводимыми в одних и тех же местах с целью привлечения значительного числа фирм-экспонентов из одной и той же либо из разных отраслей. В рамках данных мероприятий фирмы-экспоненты представляют образцы своей продукции с целью ее демонстрации, ознакомления и заключения торговых сделок.
Ярмарки традиционно широко распространены в нашей стране. Сегодня они являются одной из форм оптовой торговли.
Ярмарки основаны на проведении экономической демонстрации образцов товарной продукции. Они организуются регулярно и имеют определенные ограничения по времени своего проведения.
Основными целями организации ярмарок и участия в них считаются:
- предоставление фирмам-экспонентам возможностей выставления образцов своей продукции;
- представления экспонентам возможности демонстрации новых технологий и достижений.
Конечной целью участия компании в ярмарочных мероприятиях считается заключение торговых сделок по выставляемым на них образцам.
Под выставками в маркетинге принято понимать периодически проводимые (чаще всего в одном и том же места) кратковременные мероприятия, в рамках которых большое количество компаний-экспонентов посредством пробных образцов демонстрируют какие-либо новые идеи, товары или услуги. В выставках участие могут принимать фирмы одной либо нескольких отраслей. Как правило, они предназначены для того, чтобы проинформировать потенциальных потребителей о компании и продукции, ею выпускаемой.
Основополагающей целью организации и проведения выставок выступает просвещение посетителей посредством демонстрации средств, находящихся в руках современного общества и предназначенных для удовлетворения его потребностей в каких-либо областях его деятельности либо в будущей перспективе. Таким образом, выставки нацелены на то, чтобы показать достижения научно-технического прогресса.
Особенности и различия ярмарок и выставок как инструмента маркетинга
На сегодняшний день участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях считается одним из наиболее мощных инструментов маркетингового комплекса. Однако, несмотря на единую направленность, ярмарки и выставки имеют определенные отличия друг от друга. Рассмотрим их более подробно.
Первое, и, пожалуй, самое главное отличие заключается в тех целях которые преследуют компании и фирмы, принимающие участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях. Если ярмарки ориентированы в первую очередь на заключение торговых контрактов, то выставки своей главной целью преследуют демонстрацию достижений, которые способны впоследствии заинтересовать потребителя, и обмен идеями.
Второе отличие касается масштабов предложения и неограниченного круга посетителей, характерных для выставок. Кроме того, считается, что ярмарки проводятся регулярно в одних и тех же местах, в то время как выставки могут быть организованы в любом месте по любому поводу с совершенно разной периодичностью. По большей части ярмарки носят универсальный характер, а выставки систематизируются по научным тематиками и направлениям. На выставках товары представляются самим производителем, в то время как в ярмарках могут участвовать торговые посредники. Сами по себе выставки характеризуются большим числом рекламных и маркетинговых мероприятий. Ярмарки же предлагают конкретные партии товара.
Считается, что исторически ярмарки предшествовали выставкам, однако усиление функций публичной демонстрации достижений со временем превратило их в выставки.
Так или иначе, использования ярмарок и выставок в качестве инструмента маркетинговой деятельности несет в себе для бизнеса ряд преимуществ. Основными из них считаются:
- сосредоточение образцов большого количества продукции, производимой различными фирмами в разных регионах;
- возможность для потребителя за короткое время в одном месте ознакомиться с существующими рыночными предложениями, получив необходимую консультацию специалистов, и сравнить их между собой;
- создание благоприятных условий для заведения деловых контактов;
- продвижение товарной марки и возможность для бизнеса заявить о себе на рынке и пр.
Несмотря на наличие целого ряда преимуществ, участие выставочно-ярмарочных мероприятиях требует достаточно больших финансовых вложений, тем не менее, оно играет огромную роль в развитии бизнеса, особенно крупного.