Сущность Total Quality Management
TQM (Total Quality Management, тотальное управление качеством) представляет собой адаптацию классической теории операционного менеджмента к нестабильности внешней среды. Тотальное управление качеством обеспечивает создание в компании культуры качества, необходимой для обеспечения его высокого уровня. Высокий уровень качества продукции компании, в свою очередь, обеспечивать ей конкурентоспособное положение на рынке.
TQM – нацеленный на качество подход к менеджменту организации, который основан на участии всех ее членов и направлен на достижение долговременного успеха путем удовлетворения потребительских нужд и выгоды для организации и общества в целом.
Основы данной теории менеджмента заложены Эдвардсом Демингом в середине XX века и базируются на японских традициях организации производства.
14 положений теории TQM
Теория тотального менеджмента качества содержит 14 основных положений, большинство из которых базируются на принципах операционного менеджмента, предложенных Анри Файолем:
- Постоянство цели – целью TQM является непрерывное повышение качества продукции компании, и эта цель должна быть неизменна;
- Новая философия – для реализации TQM компании необходимо переосмыслить взгляды на менеджмент;
- Отказ от зависимости от массового контроля – TQM не предполагает наличия массовых проверок и инспекций, используемых как способ достижения высокого уровня качества;
- Отказ от закупок по низким ценам – компании необходимо прекратить выбирать поставщиков, руководствуясь исключительно ценой на материалы;
- Улучшение каждого процесса – именно оно является способом достижения более высокого качества, увеличения производительности и снижения затрат на производство;
- Использование современных подходов к подготовке и обучению персонала;
- Система лидерства – введение в практику системы лидерства в качестве метода работы, который будет стимулировать сотрудников к повышению качества труда;
- Отказ от страхов – компании необходимо улучшать корпоративную культуры, поощряя двусторонние связи между сотрудниками для повышения эффективности;
- Разрушение барьеров между подразделениями организации;
- Отказ от использования плакатов и призывов к сотрудникам в пользу внесения изменений в систему;
- Устранение количественных норм – замена рабочих инструкций и стандартов, устанавливающих производственные нормы и квоты для сотрудников, на другие показатели эффективности труда;
- Создание возможности для сотрудников гордиться своим трудом;
- Поощрение стремления к образования и самосовершенствованию – компания может учредить программы образования для своих сотрудников и поддерживать их стремление к обучению и повышению квалификации;
- Создание приверженности процессу повышения качества – менеджмент организации должен демонстрировать свою приверженность TQM, процессу постоянного улучшения качества и производительности.
Принципы TQM
В основе тотального менеджмента качества лежат 8 принципов:
- Ориентация на потребителя;
- Лидерство руководителя;
- Вовлечение работников;
- Процессный подход;
- Системный подход к менеджменту;
- Постоянное улучшение;
- Принятие решение на основе фактов;
- Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
На базе этих принципов составлены стандарты системы менеджмента качества семейства ISO 9000.
Total Quality Management представляет собой философию организации бизнеса, принципы которой во многом схожи с маркетинговым подходом к ведению бизнеса. В ориентированной на качество компании маркетологи принимают участие в формировании стратегии и политики по качеству. Маркетологи должны обеспечить высокий уровень выполнения всех маркетинговых функций, что, в свою очередь, способствует достижению наивысшего качества процессов и производимой продукции.