Бизнес-план: содержание и структура
Бизнес-план – объемный документ, который отражает стратегию развития компании (проекта) с различных точек зрения.
Бизнес-план представляет собой комплексный документ, который содержит все основные аспекты деятельности компании. Его разделы логически связаны между собой и представляют собой основу для финансового моделирования проекта.
Бизнес-план может разрабатываться для разных целей:
- Для получения финансирования проекта как от физических или юридических лиц, так и от финансовых и кредитных организаций;
- Для собственных целей составителя (понимание рентабельности идеи);
- Для управления текущей и стратегической деятельностью существующей компании;
- Для обоснования конкретного проекта в рамках деятельности существующей компании (например, запуск нового продукта).
В рамках бизнес-плана компания определяет цели и пути их достижения. При разработке бизнес-плана следует учитывать, для кого он предназначен.
Потенциальные инвесторы уделяют особое внимание финансовым показателям проекта, представленным в бизнес-плане.
Структура и содержание бизнес-плана определяются характером деятельности существующей или планируемой к запуску организации. Однако существует ряд элементов бизнес-плана, обязательных для любого вида бизнеса и для любых целей бизнес-планирования:
- Резюме;
- Общее описание компании (проекта);
- Описание продукта или услуги;
- Организационный план;
- План маркетинга;
- Производственный план;
- Финансовый план;
- Инвестиционный план.
План маркетинга как часть бизнес-плана компании
Маркетинговый план является важнейшей частью бизнес-плана компании. Именно с его помощью описываются способы распределения и продвижения продукта и методы формирования цены на него. Целью маркетингового плана является доказательство того факта, что продукция компании востребована, конкурентоспособна и удовлетворяет нужды какого-либо сегмента потребителей.
План маркетинга основывается на информации, содержащейся в других разделах бизнес-плана, и, в свою очередь, предоставляет данные для дальнейшего планирования. Маркетинговый план показывает результаты маркетингового исследования рынка, которое лежит в основе бизнес-плана – в нем описывается профиль целевого сегмента рынка, проводится анализ конкурентной ситуации и исследуются различные другие рыночные факторы.
Ключевой целью маркетингового плана в рамках бизнес-планирования является доказательство существования некоторого количества потенциальных потребителей, которые отдадут предпочтение именно этому продукту. Именно маркетинговый план является руководством к разработке стратегии продвижения и сбыта продукции, соответствующей потребительским нуждам и интересам.
Маркетинговый план оказывает влияние на все другие разделы бизнес-плана. Анализ результатов исследования рынка дает компании возможность составить прогноз объема реализации продукции. Планы продаж оказывают непосредственное влияние на планы производства и маркетинга и, соответственно, на объем требуемых инвестиций. Анализ конкурентной среды компании предоставляет компании данные для выбора стратегии сбыта и продвижения продукции, а также определения конкурентоспособной цены на продукт.
Кроме вышеуказанных, в задачи маркетингового плана входит оценка состояния рынков, на которые планируется выпуск продукции; определение характеристик сегментов и способов их завоевания; минимизация инвестиционных рисков.