Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование потребительского поведения

Сущность и содержание понятия «потребительское поведение» в экономике

В экономике существует несколько основных подходов к определению термина «потребительское поведение», иначе именуемое «покупательским поведением» или «поведением потребителей». Единства в терминологической сфере не выработано до сих пор.

Общепризнанный подход гласит, что под потребительским поведением следует понимать процесс, непосредственно связанный с формированием индивидуального рыночного спроса на товары и услуги в условиях ограниченности доходов потребителей и установленных товаропроизводителями отпускных цен.

Другой подход говорит о том, что потребительское поведение есть ни что иное, как модель поведения рыночных покупателей по вопросам принятия потребительского решение. Потребительское решение, в свою очередь может быть положительным, отрицательным либо индифферентным. Иначе говоря, его результатом могут стать как совершение покупки, так и отказ от нее. В некоторых случаях и вовсе принимается решение о необходимости дальнейшего изучения потребности и анализа рыночных предложений.

Статья: Формирование потребительского поведения
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Замечание 1

Так или иначе, потребительское поведение играет важнейшую роль в рыночных отношениях. Оно не только обеспечивается спрос на товары и услуги, но и способствует развитию рыночной конкуренции, а также стимулирует товаропроизводителей к повышению качества выпускаемой продукции и развитию уровня сервисного обслуживания потребителей.

Потребность как первоисточник возникновения потребительского поведения

Основной причиной и базовым источником возникновения потребительского поведения в условиях рынка выступают потребности. Именно они сподвигают человека к формированию спроса на продукцию, ее последующему приобретению и потреблению.

Определение 1

Под потребностью в экономике принято понимать нужду в каком-либо экономическом благе, которая принимает форму осознаваемого индивидом физиологического либо психологического недостатка в чем-либо.

«Формирование потребительского поведения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Согласно А. Маслоу, человеческие потребности развиваются от низших к высшим. Соответственно этому меняются и потребительские требования к рынку.

Человеческие потребности имеют объективный характер и зависят от уровня развития производительных сил в обществе. Это значит, что рост потребностей ведет к необходимости повышения уровня производства, что, в свою очередь, способствует дальнейшему росту человеческих потребностей.

Человеческие потребности весьма многообразны. Они поддаются множественной классификации по различным основаниям (рисунок 1).

Виды потребностей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Виды потребностей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Вне зависимости от типовой принадлежности все потребности имеют нечто общее – их удовлетворение приносит людям некую полезность. Фактически она является результатом удовлетворения потребностей индивидов.

Определение 2

Под полезностью в экономике следует понимать степень удовлетворения потребностей, которую приносит человеку потребление тех или иных экономических благ, представленных товарами и услугами, реализуемыми на рынке. Таким образом, полезность отражает способность экономических благ к удовлетворению человеческих потребностей.

В рамках теории потребительского поведения разграничивают два вида полезностей:

  • общая полезность, отражающая совокупный объем полезностей, получаемых в результате потребления товаров и услуг;
  • предельная полезность, представляющая собой добавочную полезность от каждой дополнительно потребленной единицы экономического блага.

Отталкивая от базовой типологии полезности, учеными были сформированы соответствующие законы, определяющие поведение потребителя в условиях рынка. Основными из них считаются закон убывающей полезности и закон потребительского равновесия. В первом случае речь идет о снижении уровня удовлетворения от дополнительно потребляемых сверх нормы благ, а во втором о равенстве предельных полезностей различных видов благ как основы максимизации полезности для потребителя.

Таким образом, возникающие внутри человека потребности, а также степень их удовлетворения, приносимая потреблением соответствующих товаров и услуг, формируют основы рыночного поведения потребителя и определяют границы потребительского выбора в условиях ограниченности ресурсов.

Маркетинговые основы формирования рыночного поведения потребителей

Отдельного внимания заслуживают маркетинговые основы формирования поведения потребителей. В первую очередь они основаны на инструментах, посредством которых товаропроизводители могут мотивировать покупателей к совершению покупки именно их продукции, товаров и услуг. Важная роль в этом отводится построению и развитию маркетинговых коммуникаций.

Маркетинговые коммуникации представляют собой связи, которые посредством различных средств воздействия образуются между фирмой и ее внешней средой, включающей целевую аудиторию, поставщиков и иных партнеров фирмы. Их основной целью выступает донесение конкурентных преимуществ продукции до целевой аудитории с целью стимулирования потенциальных потребителей к совершению покупки.

К числу основных инструментов маркетинга, позволяющих товаропроизводителям оказывать воздействие на рыночное поведение потребителей, выступают:

  • реклама;
  • брендинг;
  • связи с общественностью;
  • директ-маркетинг;
  • различные ивенты;
  • программы лояльности и пр.

При помощи данных инструментов представители бизнес-среды стимулируют покупателей к тому, чтобы те приобретали именно их продукцию.

Помимо этого на формирование потребительского поведения весьма существенно е влияние оказывают такие факторы, как уровень цен, финансовые возможности (уровень дохода), вкусы и предпочтения потребителей, а также их ожидания в отношении будущего. Вдобавок к этому потребительское поведение в условиях рыночной среды формируется и видоизменяется под воздействием традиций, обычаев, моды, общественного мнения, общей политико-экономической обстановки в стране и иных факторов культурно-социального порядка. Все они должны быть учтены фирмами для того, чтобы правильно выстроить свою политику рыночных коммуникаций.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 06.12.2018
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot