Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование потребительского поведения

Сущность и содержание понятия «потребительское поведение» в экономике

В экономике существует несколько основных подходов к определению термина «потребительское поведение», иначе именуемое «покупательским поведением» или «поведением потребителей». Единства в терминологической сфере не выработано до сих пор.

Общепризнанный подход гласит, что под потребительским поведением следует понимать процесс, непосредственно связанный с формированием индивидуального рыночного спроса на товары и услуги в условиях ограниченности доходов потребителей и установленных товаропроизводителями отпускных цен.

Другой подход говорит о том, что потребительское поведение есть ни что иное, как модель поведения рыночных покупателей по вопросам принятия потребительского решение. Потребительское решение, в свою очередь может быть положительным, отрицательным либо индифферентным. Иначе говоря, его результатом могут стать как совершение покупки, так и отказ от нее. В некоторых случаях и вовсе принимается решение о необходимости дальнейшего изучения потребности и анализа рыночных предложений.

Замечание 1

Так или иначе, потребительское поведение играет важнейшую роль в рыночных отношениях. Оно не только обеспечивается спрос на товары и услуги, но и способствует развитию рыночной конкуренции, а также стимулирует товаропроизводителей к повышению качества выпускаемой продукции и развитию уровня сервисного обслуживания потребителей.

Потребность как первоисточник возникновения потребительского поведения

Основной причиной и базовым источником возникновения потребительского поведения в условиях рынка выступают потребности. Именно они сподвигают человека к формированию спроса на продукцию, ее последующему приобретению и потреблению.

Определение 1

Под потребностью в экономике принято понимать нужду в каком-либо экономическом благе, которая принимает форму осознаваемого индивидом физиологического либо психологического недостатка в чем-либо.

«Формирование потребительского поведения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Согласно А. Маслоу, человеческие потребности развиваются от низших к высшим. Соответственно этому меняются и потребительские требования к рынку.

Человеческие потребности имеют объективный характер и зависят от уровня развития производительных сил в обществе. Это значит, что рост потребностей ведет к необходимости повышения уровня производства, что, в свою очередь, способствует дальнейшему росту человеческих потребностей.

Человеческие потребности весьма многообразны. Они поддаются множественной классификации по различным основаниям (рисунок 1).

Виды потребностей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Виды потребностей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Вне зависимости от типовой принадлежности все потребности имеют нечто общее – их удовлетворение приносит людям некую полезность. Фактически она является результатом удовлетворения потребностей индивидов.

Определение 2

Под полезностью в экономике следует понимать степень удовлетворения потребностей, которую приносит человеку потребление тех или иных экономических благ, представленных товарами и услугами, реализуемыми на рынке. Таким образом, полезность отражает способность экономических благ к удовлетворению человеческих потребностей.

В рамках теории потребительского поведения разграничивают два вида полезностей:

  • общая полезность, отражающая совокупный объем полезностей, получаемых в результате потребления товаров и услуг;
  • предельная полезность, представляющая собой добавочную полезность от каждой дополнительно потребленной единицы экономического блага.

Отталкивая от базовой типологии полезности, учеными были сформированы соответствующие законы, определяющие поведение потребителя в условиях рынка. Основными из них считаются закон убывающей полезности и закон потребительского равновесия. В первом случае речь идет о снижении уровня удовлетворения от дополнительно потребляемых сверх нормы благ, а во втором о равенстве предельных полезностей различных видов благ как основы максимизации полезности для потребителя.

Таким образом, возникающие внутри человека потребности, а также степень их удовлетворения, приносимая потреблением соответствующих товаров и услуг, формируют основы рыночного поведения потребителя и определяют границы потребительского выбора в условиях ограниченности ресурсов.

Маркетинговые основы формирования рыночного поведения потребителей

Отдельного внимания заслуживают маркетинговые основы формирования поведения потребителей. В первую очередь они основаны на инструментах, посредством которых товаропроизводители могут мотивировать покупателей к совершению покупки именно их продукции, товаров и услуг. Важная роль в этом отводится построению и развитию маркетинговых коммуникаций.

Маркетинговые коммуникации представляют собой связи, которые посредством различных средств воздействия образуются между фирмой и ее внешней средой, включающей целевую аудиторию, поставщиков и иных партнеров фирмы. Их основной целью выступает донесение конкурентных преимуществ продукции до целевой аудитории с целью стимулирования потенциальных потребителей к совершению покупки.

К числу основных инструментов маркетинга, позволяющих товаропроизводителям оказывать воздействие на рыночное поведение потребителей, выступают:

  • реклама;
  • брендинг;
  • связи с общественностью;
  • директ-маркетинг;
  • различные ивенты;
  • программы лояльности и пр.

При помощи данных инструментов представители бизнес-среды стимулируют покупателей к тому, чтобы те приобретали именно их продукцию.

Помимо этого на формирование потребительского поведения весьма существенно е влияние оказывают такие факторы, как уровень цен, финансовые возможности (уровень дохода), вкусы и предпочтения потребителей, а также их ожидания в отношении будущего. Вдобавок к этому потребительское поведение в условиях рыночной среды формируется и видоизменяется под воздействием традиций, обычаев, моды, общественного мнения, общей политико-экономической обстановки в стране и иных факторов культурно-социального порядка. Все они должны быть учтены фирмами для того, чтобы правильно выстроить свою политику рыночных коммуникаций.

Дата написания статьи: 06.12.2018
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot