Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Психология потребительского поведения

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Потребительское поведение / Психология потребительского поведения
Психология потребительского поведения

Сущность психологии потребительского поведения

Потребительское поведение представляет собой ни что иное, как поведение потребителя в условиях рынка в ходе удовлетворения им своих потребностей посредством приобретения соответствующих товаров и услуг.

Замечание 1

Иначе его принято определять в качестве процесса формирования индивидуального потребительского спроса в условиях определенного уровня отпускных цен и величины доходов потребителя.

Результатом рыночного поведения потребителей выступает принятие соответствующего потребительского решения, в конце концов, приводящего к одному из трех вариантов:

  • покупке товара или услуги;
  • отказа от совершения покупки товара или услуги;
  • дальнейшему поиску информации о продукции и ее производителях (продавцах).

Потребительское поведение изучается в рамках различных наук, одной из которых выступает психология.

Определение 1

Психология потребительского поведения представляет собой особую область экономической психологии, в рамках которой изучаются психологические особенности поведения потребителей и их отношение к товарам и услугам.

В рамках психологии потребительского поведения изучаются процессы принятия потребительского решения и осуществления потребительского выбора. Особое внимание отводится анализу отношения потребителя к товарам и услугам, реализуемым на рынке. В целом она ориентирована на изучение поведения потребителей в условиях рынка как социальный процесс при условии учета психологических особенностей индивида и общества.

Помимо этого психология признает влияние на поведение потребителей и иных факторов социокультурного порядка, предпочтений, вкусов и ожиданий потребителей.

Мотивы и факторы потребительского поведения

Согласно теоретическим основам психологии потребительства в основе потребительского поведения лежат:

  • личностные мотивы индивида;
  • стремление к удовлетворению имеющихся потребностей;
  • жажда исполнения желаний.

Личностные особенности потребителя включают в себя его пол, возраст, гендерную принадлежность, привычки, настроение, нравственность и пр. Некоторые ученые относят к ним коммуникативные, мотивационно-волевые факторы, а также соотношение рациональных и эмоциональных черт (элементов) в профиле личности.

Основополагающая роль в формировании поведения потребителей отводится потребностям и их удовлетворению. Под потребностями следует понимать осознанную нужду, которую человек испытывает в связи с желанием и необходимостью обеспечения нормальных условий жизни. Сами потребности поддаются множественной классификации по различным основаниям. Все они требуют своего удовлетворения по определенному алгоритму.

В рамках изучения потребительского поведения особое внимание отводится полезности, которую приносит удовлетворение имеющихся у индивида потребностей. Ее принято делить на два вида – общую и предельную (рисунок 1).

Виды полезности в рамках теории потребительского поведения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Виды полезности в рамках теории потребительского поведения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Задачей каждого потребителя считается максимизация уровня полезности, извлекаемой им из потребления экономических благ.

Психология потребительского поведения говорит о том, что мотивы человека при покупке им продукта с целью удовлетворения потребностей предельно прозрачны, ясны и понятны. Намного сложнее их выявить и оценить в том случае, если потребителем руководит какое-либо другое желание.

Согласно теоретическим основам психологии потребительского поведения основным инструментом, призванным мотивировать покупателей к приобретению того или иного вида товара, выступает реклама, основной задачей которой выступает стимулирование потенциальных потребителей к совершению реальной покупки. Нередко для этого используется воздействие на эмоциональную сторону личности, ее желания и чувства. Действие рекламы находит свое проявление в активизации соответствующих мотивов потребителей.

Замечание 2

В психологии под мотивом принято понимать прямую причину совершения людьми определённых действий. Иначе его принято называть побуждением.

Таким образом, мотивы признаны стимулировать индивида к реализации определённого потребительского поведения. Ту их часть, которая побуждает людей к приобретению товара или услуги, психологи разделяют на несколько групп: этетические и утилитарные мотивы, мотивы традиций, престижа и достижений.

В настоящее время психологи разработали целый ряд мотивационных теорий личности. Наиболее известными из них считаются теория А. Маслоу и теория З. Фрейда.

Психологические основы формирования и регулирования потребительского поведения

В основе формирования и последующего видоизменения модели потребительского поведения в условиях рынка лежит множество различных факторов психосоциального порядка. Основными их них считаются мотивация, усвоение, убеждение, восприятие, мнения, взгляды и тиль жизни.

Вопросы мотивации уже были рассмотрены нами ранее, поэтому не станем останавливаться на них более подробно. Тем не менее, отметим, что хорошо мотивированный человек готов к совершению необходимых действий, характер которых в значительной степени зависит от того, как сам индивид воспринимает сложившуюся ситуацию. Это значит, что два разных человека, оказавшись в одной и той же рыночной ситуации, могут реализовать свое потребительское поведения по-разному, поскольку они по-разному воспринимают саму ситуацию, соответственно различаются и их психологические особенности.

Факторы психологического порядка, определяющие основу потребительского поведения, включают в себя психические процессы и свойства личности. Сюда же входят психологические состояния и вид деятельности, посредством которых индивиды реагируют на влияние социальных групп, окружающей их культуры, маркетинговые коммуникации и иные элементы внешней среды.

Фактически представленные выше факторы выступают в качестве опосредующего звена для влияния других групп факторов. В большинстве своем все они затрагивают поведение покупателя, как индивида и личности.