Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Потребительское поведение

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Маркетинг / Потребительское поведение

Понятие и сущность потребительского поведения

Потребление лежит в основе функционирования любой экономической системы. Именно потребители формируют спрос на продукцию и услуги, приобретают и в дальнейшем потребляют их, обеспечивая тем самым необходимость воспроизводственного процесса.

Определение 1

Потребители – это люди, которые используют товар или услуги, которые были приобретены ими ранее, в личных целей.

Под потребительским поведением в экономике понимается ни что иное как поведение потребителей в процессе их участия в функционировании экономических систем. Часто его отождествляют с деятельностью, непосредственно вовлеченной в приобретение, потребление идей, услуг и продуктов (либо отказ от них), включая процессы решений, которые предшествуют этой деятельности или следуют за ней.

Помощь со студенческой работой на тему
Потребительское поведение

Потребительское поведение отражает процесс по формированию спроса на экономические блага, предъявляемого со стороны потребителей с учетом их доходов и предпочтений. Иначе его принято называть покупательским поведением.

Существует три базовых фактора, которые предопределяют поведение потребителей на рынке. Ими являются:

  • уровень доходов покупателей;
  • потребительские предпочтения;
  • отпускные цены на товары и услуги.

Помимо этого на потребительское поведение и его специфику оказывают влияние и иные факторы социокультурного, психологического и личностного характера. Социальные факторы выражаются во влиянии на потребителя мнения его окружения (семьи, друзей, коллег по работе). Культурные факторы представлены набором стереотипов и ценностей, предопределяющих выбор потребителей. В основе факторов психологического характера лежат внутренние убеждения и принципы человека, его мотивация. Личностные факторы определяются такими показателями, как гендерная принадлежность, возраст, образ жизни, самооценка и пр. Существенное влияние на поведение потребителей оказывает реклама.

В каждом отдельно взятом случае модель потребительского поведения сугубо индивидуальна. Тем не менее, выделяют три базовых варианта его осуществления:

  • совершение покупки (приобретение продукта);
  • поиск дополнительной информации;
  • отказ от покупки.
Замечание 1

Наиболее благоприятным для компании вариантом потребительского поведения выступает совершение покупки, наихудшим вариантом служит отказ от ее совершения.

Виды потребительского поведения

В настоящее время принято выделять порядка 12 основных видов (моделей) потребительского поведения, каждый из которых имеет свои особенности. В общем виде они представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.

Основные модели потребительского поведения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Основные модели потребительского поведения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Наиболее широко распространенным видом потребительского поведения считается выбирающий потребитель. Уже сама по себе возможность выбора считается выгодой. Чем шире выбор, тем больше возможности производителя по привлечению к себе клиента. Подобные потребители, как правило, выбирают часто и много.

Вторым базовым типом модели потребительского поведения выступает коммуникатор. В этом случае покупка для потребителя выступает в роли своеобразного способа невербальной коммуникации. Посредством приобретения товаров и услуг он выражает свой социальный статус и эмоции. Наиболее важным фактором, имеющим предопределяющее значение в процессе осуществления покупки, считается общение.

Потребитель-исследователь в процессе совершения покупки всегда ищет нечто новое, например, какие-то дополнительные знания. Особую популярность среди таких покупателей имеют рыночные новинки.

Потребители-бунтовщики приобретают товары и услуги с целью выражения своего несогласия. Большая часть таких потребителей представлена молодежью, принадлежащей к различным субкультурам.

Модель потребителя-актуалайзера предполагает, что покупки совершаются весьма успешными людьми (лидерами). Основной целью приобретений в данном случае выступают поддержание имиджа, подчеркивание характера и вкуса, но никак не выражение статуса.

К самореализовавшимся потребителям относятся зрелые покупатели, полностью удовлетворенные своей жизнью и имеющие высокий уровень доходов. Особое внимание в процессе принятия потребительского решения они уделяют ценности и долговечности приобретаемых благ.

Достигающие потребители – это успешные покупатели, ориентированные на построение карьеры, имидж и высокий уровень доходов. Особое внимание они обращают на престижные продукты и известные торговые марки, помогающие им продемонстрировать свой успех окружающим.

В категории верящих потребителей относят консерваторов, которым важны определенные ценности (например, семья или церковь). Как правило, они обладают невысоким уровнем доходов и отдают предпочтение отечественным товаропроизводителям и годами устоявшимся маркам.

Модель стремящихся потребителей ориентирована на покупателей, занятых поиском одобрения и мотивации. Как правило, они не уверены в себе и имеют низкий уровень доходов. По их мнению, отношение к ним со стороны окружающих зависит от количества принадлежащих им денег, которых у них нет. Они стремиться быть стильными, но не могут позволить себе дорогие вещи. Поэтому обращают особое внимание на подделки, имитирующие известные бренды.

Потребители-экспериментаторы постоянно ищут какого-то разнообразия. В большинстве случаев это молодые и весьма импульсивные люди, большую часть своего дохода тратящие на кино, музыку, быстрое питание и одежду.

К потребителям-мейкерам относят людей самодостаточных и практичных. Как правило, они имеют довольно высокий уровень дохода, но при этом остаются абсолютно равнодушными к материальным благам и приобретают лишь те вещи, которые имеют практическое значение.

Для выживающих потребителей характерен низкий уровень доходов и плохое образование. Зачастую они оказываются чрезмерно озабочены своим здоровьем и часто впадают в отчаяние. Главной целью их потребления выступает безопасность, поэтому они крайне редко покупают что-то кроме проверенной продукции.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис