Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Тенденции потребительского поведения

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Потребительское поведение / Тенденции потребительского поведения
Тенденции потребительского поведения

Основы формирования и изменения потребительского поведения

Замечание 1

В экономической сфере под потребительским поведением принято понимать процесс формирования индивидуального спроса на товары и услуги.

В основе формирования модели поведения потребителей лежит возникновение потребностей, посредством удовлетворения которых потребитель поучает определённый уровень полезности.

Конечным результатом поведения потребителей выступает принятие ими соответствующего потребительского решения (положительного или отрицательного).

Поведение потребителей в условиях рынка формируется и изменяется под воздействием множества факторов, основополагающими из которых считаются:

  • цена на товар (услугу);
  • доходы потребителя;
  • предпочтения, вкусы и ожидания потребителя.

К числу прочих групп можно отнести личностные, социальные, психологические и культурные факторы. Все вместе они создают основу для развития тенденций и формирования перспектив развития потребительского поведения.

Глобальные потребительские тренды современности

Рыночное поведение потребителей стремительно меняется в современном мире. Его основные тренды глобального порядка представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.

Глобальные потребительские тренды современности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Глобальные потребительские тренды современности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Одним из основополагающих и наиболее ярко выраженным глобальным потребительским трендом считается растущее стремление в безопасности потребления. Проявляется оно по-разному, начиная от банальной оценки качества приобретаемого товара и заканчивая использованием био-разлагаемых материалов и установкой соответствующих охранных систем. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности семейного потребления.

Вторым базовым трендом выступает рост осознанности потребления. В частности, речь идет о том, что покупатели приобретают не просто ту продукцию, которая им нравится, а ту, которая соответствует их ценностям, идеалам, установкам и этике.

Еще одним трендом считается распространение мнения о том, что опыт имеет более важное значение, нежели потребление или обладание экономическим благом. Общество развивается, а вместе с ним происходит смещение фокуса от того, что я имею, к тому, что я делаю и какой жизненный опыт получаю. Соответственно потребители все чаще начинают идентифицировать себя через то, где они были, что видели, что сделали, нежели через то, какими материальными благами они обладают.

Особую роль в современном мире играет взаимное влияние потребителей друг на друга. Он связан с тем, что посредством развития социальных сетей и видео-хостингов потребители все больше стали обмениваться мнениями и рекомендациями относительно тех или иных продуктов. При этом доверие к заявлениям товаропроизводителей становится ниже, чем доверие к другим потребителям.

Еще одним трендом современности можно считать экологизацию потребления. Сегодня все больше потребителей готовы видоизменять свое поведение с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду. При этом они ожидают того же самого и от представителей бизнес-среды. Таким образом, можно говорить о росте социальной ответственности граждан.

Говоря о глобальных трендах потребления, нельзя не отметить такое явление, как «превращение жилища в дом». В современном быстро меняющемся, беспокойном и суматошном мире потребители все чаще начинают ценить то место, где они могут найти покой, оставаясь самими собой. Именно поэтому для современных потребителей дом становится не просто местом проживания, он превращается в тихую гавань, которая отражает то, что из себя представляют люди, в нем проживающие.

Рассмотрев глобальные тренды потребительства, имеет смысл перейти к описанию основных тенденций потребительского поведения в России.

Базовые тенденции рыночного поведения потребителей в России

Исследования показывают, что за последние три года рыночное поведение российских потребителей и его характер в значительной степени определялись влиянием экономического кризиса. Реальные доходы населения сокращали, соответственно их возможности по приобретению экономических благ снижались. Все это на фоне роста цен привело к сокращению объемов потребления. Спрос на товары и услуги сократился, произошла его переориентация в сторону более дешевых продуктов.

Имело место быть снижение потребительского потенциала, что послужило основой для формирования прочих тенденций рыночного поведения потребителей в условиях российской экономики. К ним относятся:

  • повышение рациональности потребления;
  • постепенное привыкание к жизни в условиях кризиса;
  • рост потребительского патриотизма;
  • рост лояльности по отношению к рекламе;
  • интернетизация потребления.
Замечание 2

Таким образом, произошла переориентация потребительского поведения в сторону роста практичности потребительского выбора. Все чаще российские покупатели начинают приобретать не те товары, которые модны, а те, которые лучше подходят им по функциональным признакам.

Постепенно российские потребители начинают привыкать к жизни в условиях кризиса, что неизменно находит свое отражение в их потребительском поведении. Ярких пример тому – переход на продукты с пальмовым маслом вместо растительных и молочных жиров.

Еще одной весьма интересной особенностью можно считать рост потребительского патриотизма. Результаты многих исследований указывают на то, большая часть потребителей положительно относится к продукции отечественного производства, выражая при этом недоверие иностранным товаропроизводителям.

Наблюдается ярко выраженный рост лояльности к рекламе. Современные потребители не просто воспринимают ее, но и руководствуются ей при принятии потребительских решений. Основная причина тому- растущий интерес к получению информации о более дешевых и интересных покупок. В результате потребители стремятся сэкономить, получив при этом товар приличного качества.

Важная роль отводится интернетизации торговли. По некоторым данным, если в 2005 году всего лишь 5% российских потребителей проявляли интерес к Интернет-торговле, то сегодня осуществляет покупки через интернет уже каждый третий.