Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Потребительское поведение населения

Все предметы / Маркетинг / Потребительское поведение / Потребительское поведение населения

Сущность и основы потребительского поведения населения

Определение 1

Потребительское поведение – это поведение потребителей в условиях рынка, направленное на удовлетворение имеющихся у них потребностей посредством приобретения необходимых экономических благ.

В основе потребительского поведения населения лежит процесс формирования спроса на товары и услуги в рамках национальной экономической системы. Основной причиной формирования спроса выступает наличие потребностей у населения, которые могут и должны быть удовлетворены. Удовлетворение этих потребностей приносит населению определённую полезность. С точки зрения экономики его основной целью должна выступать максимизация получаемой полезности.

Для анализа и оценки потребительского поведения населения также используются законы потребительского равновесия и убывающей предельной полезности. Его же результатом выступает совокупность принятых населением потребительских решений относительно предлагаемых рынком товаров и услуг.

Рыночное поведение потребителей неразрывно связано с системой ценностных установок населения. Последние органично дополняют систему внутренних установок индивида и определяют модель его рыночного поведения.

Потребительское поведение населения находит свое отражение в общих тенденциях формирования спроса на товары и услуги в рамках национальных, региональных и местных рынков страны. В целом оно подвержено влиянию множества факторов, вся совокупность которых может быть подвержена множественной классификации по различным основаниям.

В общем виде все факторы, предопределяющие характер потребительского поведения населения, условно можно разделить на две группы:

  • внешние факторы;
  • внутренние факторы.

К первой группе относятся факторы географического, экономического, демографического и культурного характера. Вторая группа представлена такими факторами, как мотивация, обучение и восприятие, эмоции и помыть, концепция жизненного цикла, потребительские ресурсы и пр.

Готовые работы на аналогичную тему

Помимо этого можно выделить три базовых фактора, оказывающих наиболее существенное влияние на изменение потребительского поведения, как индивидов, так и всего населения в целом. К ним относятся:

  • цены на товары и услуги, устанавливаемые товаропроизводителями;
  • уровень потребительских доходов, характеризующий их финансовые возможности;
  • вкусы, ожидания и предпочтения потребителей.

Вдобавок к этому потребительское поведение изменяется под воздействием множества иных факторов культурного, социального, личностного и психологического характера. Все вместе они определяют тенденции и перспективы его развития.

Особенности потребительского поведения российского населения

Потребительское поведение населения подвержено действию основных законов рыночного поведения потребителей. Основным из них выступает тот, согласно которому рост отпускных цен на продукцию при прочих равных условиях ведет к снижению спроса на нее и приводит к переориентации потребителей на более дешевые ее аналоги (заменители). Но даже у этого правила есть свои исключения: так, например, оно не касается товаров первой необходимости, таких как соль, хлеб и пр.

В условиях российской действительности потребительское поведение населения приобретает свои особые, во многом специфические черты. В общем виде они представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.

Тенденции потребительского поведения населения России в современных условиях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Тенденции потребительского поведения населения России в современных условиях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Прежде всего, хотелось бы отметить общее сокращение потребительского потенциала России. Речь в данном случае идет о снижении реальных доходов на душу населения, что, в свою очередь, неизбежно приводит к снижению финансовых возможностей населения в части приобретения рыночных благ и зачастую сопровождается ростом среднего уровня отпускных цен на продукцию.

Данный фактор составил основу для формирования всех прочих тенденций потребительского поведения российского населения. Одной из таких тенденций эксперты называют постепенную рационализацию потребления. Это означает, что потребительский выбор становится более практичным. Население же стремиться экономить практически на всем, что можно. В первую очередь страдает качество приобретаемой продукции, а также происходит массовый отказ от запланированных ранее покупок.

Замечание 1

Как ни странно, но российское население постепенно привыкает к жизни в условиях кризиса. Большая его часть уже смирилась и приняла как факт затяжной характер кризисных явлений в экономике страны. Более того, нынешнее состояние экономики для многих считается новой нормой, что в принципе всех устраивает.

На фоне кризиса имеет место быть усиление потребительского патриотизма. В частности это касается реакции населения на введение антироссийских санкций со стороны запада. Большая часть граждан, согласно социологическим опросам, поддерживает политику импортозамещения, проводимую российским государством, что не может не сказываться на характере потребительского поведения. Идет переориентация на отечественного товаропроизводителя.

Одной из характерных тенденций современности выступает тотальная информатизация общества. Затрагивает она и рынок купли-продажи экономических благ. Все больше и больше покупок совершаются россиянами в режиме онлайн, не выходя из дома в режиме 24/7. Соответственно меняется и характер потребления – удаленность продавца более не имеет значения. Товары заказываются из любой точки мира. Расширяя сферу интернет-покупок, потребительское поведение российского населения переориентируется в сферу безналичных платежей.

Наконец, потребительское поведение населения постепенно меняет свое отношение по отношению к рекламе – население России становится более лояльным и восприимчивым к коммуникациям маркетинга, в частности рекламе. Основная причина тому заключается в потребности населения в информации о более дешевых и интересных покупках, которые оно может и готово совершить.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Маркетинг» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис