Сущность и элементы фирменного стиля
Фирменный стиль («corporate identity») – это все множество приемов, используемых для обеспечения всем изделиям и мероприятиям фирмы единого образа, улучшающих восприятие и запоминаемость и позволяющих противопоставлять свою деятельность и товары деятельности и товарам конкурентов.
Следует отметить, что фирменный стиль в маркетинге принято рассматривать с двух сторон:
- в широком смысле под фирменным стилем понимается использование единых принципов оформления, образов и цветовых сочетаний для всех форм рекламы, технической и иной документации, деловой корреспонденции, убранства офиса и одежды сотрудников;
- в узком смысле понятие фирменного стиля включает в себя совокупность товарного знак, графическое и цветовое оформление деловых бумаг.
Так или иначе, основой фирменного стиля выступает единство элементов стиля, позволяющих идентифицировать принадлежность всего, на чем размещаются эти элементы, к конкретной фирме и отличающих ее от конкурентов. Сам же фирменный стиль, обеспечивая единство (смысловое и визуальное) товаров и услуг, а также всей информации, исходящей от компании, служит основой коммуникационной политики в маркетинге.
Сущность и содержание понятия «фирменный стиль» заключается в его предназначении. С одной стороны, он служит основой обеспечения единства всей продукции компании, а с другой – выступает своеобразным способом противопоставления бизнеса его рыночным конкурентам. Часто фирменный бренд играет роль одного из инструментов построения бренда, выступая при этом составным элементом самого брендинга. Таким образом, его можно считать одним из средств формирования имиджа компании, подтверждающим его надежность и отличающим его от прочих рыночных игроков.
В целом, справедливо говорить о том, что, если компания хочет быть узнаваемой на рынке, у нее должен быть свой собственный стиль, ведь именно он выступает лицом и визитной карточкой бизнеса, особенно крупного.
Фирменный стиль состоит из различного рода элементов, посредством которых обеспечивается воздействие на целевую аудиторию. Эти элементы могут носить визуальный, звуковой, психологический или иной характер. В общем виде они представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовые элементы фирменного стиля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Именно из этих семи базовых элементов и формируется имидж компании. В корпоративном секторе все элементы фирменного стиля, наряду с примерами имиджевых коммуникационных средств, интегрируются в идентити гайд, то есть гид по идентификации.
Выгоды и преимущества от использования фирменного стиля
Для того, чтобы разобраться в том, какие выгоды и преимущества несет в себе использование фирменного стиля, следует, прежде всего, определить, какие цели и задачи он преследует и какие функции выполняет.
Основополагающей конечной целью разработки и использования фирменного стиля выступает привлечение потребительского внимания к компании и ее продукции. Именно с его помощью компания моделирует свой образ и формирует соответствующий имидж в глазах заинтересованных сторон. Посредством использования фирменного стиля компания как бы выделяет себя из всей массы рыночных конкурентов. Ее символика, фирменный дизайн и цветовая гамма становятся легко узнаваемыми и запоминаемыми.
Сам факт наличия фирменного стиля служит одним из условий того, что компания сможет произвести на своих клиентов и партнеров благоприятное впечатление, поскольку фирменный стиль косвенно свидетельствует о высоком качестве оказываемых услуг и серьезности компании.
Главная задача, стоящая перед фирменным стилем, заключается в том, чтобы сделать продукцию компанию узнаваемой и отличной от прочих товаров-аналогов, предлагаемых на рынке. К числу прочих, но не менее важных задач, относятся:
- развитие конкурентных преимуществ;
- повышение рекламного и пропагандирующего эффекта;
- защита товаров от подделок.
Фирменный стиль выполняет ряд важнейших функций в маркетинге. В первую очередь к ним относятся функция идентификации, рекламная, имиджевая и диффернцирующая функции. Рассмотрим их содержание более подробно.
Благодаря наличию фирменного стиля потребители без особых усилий по определённым внешним признакам могут узнать нужный товар и фирму, его производящую. Благодаря использованию фирменного стиля формируется положительная репутация фирмы, а ее бренд становится узнаваемым. Кроме того, наличие фирменного стиля способствует повышению эффективности рекламных кампаний, а также повышает конкурентоспособность организации за счет формирования ярко выраженных отличий от других компаний, представленных на рынке.
Теоретически компания, функционирующая на рынке, может и не иметь фирменного стиля. Однако, как показывает практика, разработка и использование фирменного стиля обеспечивает компании множество выгод и нередко служит одним из условий обеспечения рыночной эффективности бизнеса в долгосрочной перспективе.
Основными преимуществами разработки и использования фирменного стиля считаются:
- облегчение вывода на рынок новых товаров и услуг;
- создание условий для быстрого и безошибочного нахождения потребителями товаров фирмы, уже завоевавшей их предпочтение;
- достижение единства рекламы и иных инструментов маркетинговых коммуникаций, усиление их синергетического эффекта;
- укрепление корпоративного духа, объединение сотрудников и формирования у них чувства причастности к общему делу;
- повышение общей эффективности использования средств массовой коммуникации.
Таким образом, фирменный стиль, его разработка и использование грают важную роль в деятельности предприятия (особенно ее маркетинговой составляющей). Все это способствует повышению узнаваемости бренда, развитию его имиджа и потребительской лояльности, а также стимулированию продаж. В современных условиях фирмам успешно функционировать и конкурировать на рынке, не имея своего фирменного стиля, становится крайне трудно.