Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Российский рынок рыбных товаров

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Российский рынок рыбных товаров
Российский рынок рыбных товаров

Специфика российского рынка рыбных товаров

Определение 1

Российский рынок рыбных товаров – это одна из отраслей российской торговли, в рамках которой объектом купли-продажи выступают рыбные товары.

На рынке рыбных товаров осуществляется торговля рыбой и иными морепродуктами. При этом здесь находится место как оптовой торговле, так и розничным продажам. В целом рыбная отрасль для России является довольно сложным, многофункциональным промышленно-хозяйственным комплексом, имеющим развитую систему межотраслевой кооперации и международной деятельности. При этом рыбная отрасль считается одной из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики, призванной обеспечивать рынок высокоценными пищевыми продуктами.

Замечание 1

К категории рыбных товаров относятся рыба, морепродукты и продукты их переработки.

Рыбные товары – это высокоценные продукты питания, в них содержатся полноценные легко усвояемые белки, ненасыщенные жирные кислоты, жирорастворимые витамины и минеральные вещества. Таким образом, российский рынок рыбных товаров обеспечивает население нашей страны важнейшими компонентами пищи. Кроме того, рыбная отрасль также выступает одним из важных поставщиков кормовой и технической продукции – мороженной кормовой рыбы, кормовой рыбной муки, рыбного жира и пр.

Российский рынок рыбных товаров отличается высокой динамикой. Он имеет определенный состав и структуру. Его состояние характеризуется объемами добычи рыбы и морепродуктов, а также объемами их переработки. Согласно авторитетным изданиям за последние четыре года объемы производства рыбных товаров в России увеличились на 22,9%, достигнув 5,4 млн. тонн. На рост данного показателя существенное влияние оказали высокие значения улова рыбы в последние годы. Благодаря ослаблению курса национальной валюты конкурентоспособность российской рыбной продукции на зарубежных рынках повысилась.

Итак, в рамках российского рынка рыбная продукция является предметом импорта/экспорта. Интересно, что рыба, вывозимая за пределы страны без таможенного оформления, нередко возвращается в Россию уже в переработанном виде. Помимо экспорта различных видов рыбной продукции наша страна экономически заинтересована и в импорте относительно недорогих видов рыбы, таких как мойва, путассу, сельдь, а также некоторых деликатесных продуктов (к примеру, пресервов из норвежской семги и форели, консервов из ракообразных и т.п.).

Замечание 2

В целом справедливо говорить о том, что сфера отечественной рыбопереработки существенно отстает от сферы рыбодобычи, в результате чего наша страна теряет существенную часть добавочной стоимости, которая может и должна зарабатываться на более глубокой переработке улова рыбы и морепродуктов.

Структура российского рынка рыбных товаров

Как таковой российский рынок рыбы уже устоялся, в нем определились свои лидеры и окрепли связи.

В настоящее время структура российского рынка рыбных товаров выглядит следующим образом:

  • около половины торговых фирм (порядка 45%) имеют в своем ассортименте рыбные консервы;
  • порядка трети торговых компаний (около 35%) реализуют копченую и соленую рыбу;
  • примерно 15% рыночных торговцев занимаются продажей икры;
  • производство живой рыбы развито слабо.

Несмотря на то, что все эти виды продукции принадлежат одной отрасли, в маркетинговом отношении каждым из них формируется свой собственный рынок, имеющий свои отличия, будь то фактор сезонности, объемы продаж, каналы поставок и сбыта и пр. У каждого из этих рынков своя собственная история и инфраструктура.

Сегодня на российском рынке рыбных товаров преобладает рыночная конкуренция. Здесь имеется множество продавцов, которые вынуждены постоянно вести друг с другом борьбу за потребителя. Также следует отметить, что на каждом отдельно взятом рынке рыбных товаров имеются свои лидеры, нередко специализирующиеся исключительно на этом секторе рынка.

Потребители имеют свободу выбора и в большинстве случаев могут с легкостью перейти от одного товаропроизводителя (продавца) в другому. Структура покупательских предпочтений и потребления напрямую зависит от уровня доходов населения страны. Несмотря на снижение последних, россияне начинают больше внимания уделять здоровому питанию. Данные исследовательских групп свидетельствуют о высоком потенциале роста спроса на охлажденную рыбу.

Анализ российского рынка рыбных товаров и прогноз его развития

На сегодняшний день наибольшим спросом на российском рынке рыбных товаров обладает мороженая рыба (рисунок 1). На втором месте находится рыба охлажденная.

Общая структура спроса на рыбную продукцию на российском рынке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Общая структура спроса на рыбную продукцию на российском рынке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Говоря о ценах на рыбные товары, следует отметить, что на розничном российском рынке они, как правило, существенно выше, чем у производителей. Высокие цены на конечный продукт нередко отпугивают потенциальных покупателей. При этом цена не всегда соответствует качеству.

В ближайшие годы эксперты ожидают постепенное снижение объемов российского производства рыбных товаров. Не некоторым данным благодаря ожидаемому сокращению потребительского спроса отечественное производство рыбы и морепродуктов снизится на 2,6-4,9%. В условиях кризиса российские покупатели будут стремиться к снижению своих расходов на питание и уменьшению порций; в некоторых случаях и вовсе возможен полный отказ от покупки рыбных товаров.

Вслед за изменением потребительского спроса на фоне кризисных явлений в экономике ожидается, что структура производства рыбных товаров претерпит определенные изменения. В частности, ожидается рост удельного веса мороженой рыбы и морепродуктов, а также консервов, из них приготовленных, в общем объеме рыбных товаров. Основной причиной тому выступает длительный срок их хранения. Одновременно с этим снизится доля производства рыбных деликатесов и икры. Восстановление российского рынка рыбных продуктов ожидается лишь после стабилизации экономической обстановки в стране (ориентировочно – в 2022-2024 гг.).