Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности рынка FMCG

Понятие рынка FMCG

Определение 1

FMCG (Fast Moving Consumer Goods) – продукция повседневного спроса, широкого потребления, частота покупки которой относительно высока.

Товары повседневного спроса и потребления, объединенные аббревиатурой FMCG, стоят сравнительно недорого и имеют быстрый оборот на рынке. Для отрасли FMCG характерна высокая степень конкуренции и перенасыщенность рынка предложениями, так как продукция на отдельных рынках слабо дифференцирована.

Под FMCG иногда понимают товары массового потребления, что не совсем верно. Отнесение продукции к отрасли FMCG происходит по критерию частоты совершения покупки, а не степени распространенности продукта, несмотря на то, что указанные категории часто пересекаются.

Пример 1

Примерами продукции FMCG являются:

  • Предметы личной гигиены;
  • Косметика;
  • Чистящие и моющие средства;
  • Батарейки;
  • Электрические лампочки;
  • Пищевые продукты и напитки;
  • Одежда и обувь.

Рыночные особенности

  • Высокая оборачиваемость продукции – приобретение FMCG происходит достаточно часто, на ежедневной или еженедельной основе, поэтому покупатели имеют устоявшуюся модель потребления;
  • Невысокий уровень чистой прибыли – продукция широкого потребления, как правило, реализуется по невысоким ценам и имеет низкий уровень маржинальности;
  • Высокий спрос – товары повседневного потребления обеспечивают высокий уровень спроса постоянно, за счет чего компании могут использовать эффект экономии на масштабах производства;
  • Низкая степень вовлеченности потребителей – приобретение продуктов рынка FMCG является рутинным и повседневным процессом, внимание и интерес покупателей к которому снижены, покупатель часто стремится сократить время на совершение таких покупок и совершает их по привычке;
  • Взаимозаменяемость товаров – на рынках FMCG предлагается большое количество продукции, не имеющей существенных различий, что приводит к эффекту перенасыщения рынка и облегчению процесса замены одного бренда другим.

Готовые работы на аналогичную тему

Рыночные ограничения

На рынках FMCG существует ряд факторов, которые создают дополнительные сложности и ограничения при ведении бизнеса:

  • Массовость рынка – продукция должна быть ориентирована на широкий круг потребителей с разными характеристиками;
  • Сложная структура цепочки сбыта продукции – цепочка включает большое число посредников различного вида, используемые каналы сбыта часто насыщенны и требуют высоких затрат на вывод на рынок нового наименования продукта;
  • Высокий уровень ценовой чувствительности покупателей – товары повседневного спроса легко сравнить между собой, что формирует низкие издержки переключения для покупателя;
  • Необходимость брендирования – брендирование и яркая упаковка позволяет выделить продукт среди аналогов;
  • Большое количество импульсивных покупок.

Стратегии, применяемые на рынке FMCG

Действующие на рынке FMCG компании применяют следующие стратегии:

  • Поиск перспектив на развивающихся рынках – темпы роста рынков развивающихся стран в два раза превышают соответствующие темпы роста в развитых странах;
  • Поглощение лидеров в привлекательных сегментах – наиболее распространенный метод увеличения объема продаж мультибрендовых компаний путем реструктуризации портфеля брендов;
  • Альянс с конкурентами – превращение прямых и косвенных конкурентных торговых марок в партнеров по бизнесу путем выпуска совместных продуктов;
  • Эффективное управление инновациями – внедрение инноваций для повышения качества продукции и разработки новых товаров;
  • Управление каналами сбыта – работа с большим количеством посредников разного типа, построение сложных коммуникационных каналов.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Ольга Решетникова

Эксперт по предмету «Маркетинг»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис