Понятие, цель и задачи политики маркетинга
Под политикой маркетинга понимают свод принципов, который определяет и оправдывает основную бизнес-идею, цели компании относительно рынка, а также фиксирует основные границы рыночного поведения и разработки маркетинговой стратегии.
Маркетинговая политика является определенным планом, согласно которому строится программа деятельности предприятия по продвижению продукции и услуг и способствует определению основных направлений дальнейшего развития компании.
Маркетинговая политика является основной составляющей управления маркетингом на предприятии. Она требует четкой разработки и реализации планов в области товарной, ценовой, сбытовой стратегий и стратегии продвижения.
Политика маркетинга – это часть общей политики бизнеса, которая описывает комплекс правил, взглядов и направлений развития организации в отношении ее деятельности на рынке. Политика определяет маркетинговый подход предприятия, при котором удовлетворение потребностей рынка считается основополагающим критерием деятельности компании.
Цели маркетинговой политики заключаются в достижении максимально высокого потребления продукции компании, максимально высокой удовлетворенности потребителей, повышении прибыли и представлении широкого выбора товаров на рынке.
Данные цели достигаются за счет маркетингового цикла, который включает следующие этапы:
- проведение маркетингового исследования;
- обработка и анализ маркетинговой информации;
- стратегическое планирование;
- оперативное планирование и реализация планов;
- информационное обеспечение.
С одной стороны, маркетинговая политика определяет деятельность компании на рынке, с другой – она является зависимой от бизнес-стратегии предприятия, тех целей, которые оно ставит перед собой и тех инструментов, которые оно использует достижения поставленных целей.
Основные задачи маркетинговой политики:
- установление нравственных и философских взглядов на роль компании на рынке;
- определение правил, которые фиксируют определенные рамки деятельности предприятия на рынке относительно элементов комплекса маркетинга;
- закрепление основных принципов поведения по отношению к контрагентам и другим участникам рынка (партнеры, покупатели и конкуренты).
Основные элементы политики маркетинга
К основным элементам политики маркетинга относят следующие:
- товарная политика;
- ценовая политика;
- сбытовая политика;
- логистика;
- политика продвижения;
- система информации маркетинга
Товарная политика предполагает, что компания должна постоянно расширять ассортимент предлагаемой продукции, поскольку потребности и запросы потребителей растут. Также это необходимо делать для поддержания конкурентоспособности.
Для того, чтобы быть успешной на рынке организация обязана показывать рынку, что она следует в ногу с НТП, использует инновационный подходов в процессе производства товаров. Компания должна опережать потребности, идти на шаг вперед конкурентов.
Ценовая политика – это политика предприятия относительно стоимости производимой продукции. Это деятельность компании на рыночных ценовых нишах, а также поиск оптимального соотношения цена-качество для самой организации и потребителей.
Сбытовая политика подразумевает деятельность по доведению товара до потребителя. Для этого следует определить, какие каналы сбыта будет использовать компания: прямые или косвенные. Последний вариант предполагает реализацию продукции через посредников (дилеров, дистрибьюторов, торговых агентов). Также предприятие принимает решение об открытии интернет-магазина, т.е. организация не только офлайн, но и онлайн продаж своих товаров.
Тесно связана со сбытовой политикой логистика. Это организация управления складскими запасами и системой поставок продукции. Компания принимает решения относительно доставки продукции до потребителя на основе базисных условий поставок, оптимизации транспортных и складских расходов.
Продвижение – это поиск способов стимулирования покупок, политика повышения продаж продукции. Это деятельность компании, которая определяет и устанавливает правила продвижения товаров с использованием ATL (традиционная реклама) и BTL (нестандартные способы) технологии.
В компании должен быть информационный центр, который собирает всю необходимую информацию о ее внешней и внутренней среде. Эти сведения обрабатываются, анализируются и предоставляются в форме отчетов для принятия соответствующих решений.
Разработка маркетинговой политики
Разработка политики маркетинга играет значимую роль в деятельности предприятия. Она необходима для обеспечения эффективности мероприятий, которые проводит компания, а формирование политики маркетинга как процесса зависит от самой организации маркетинговой деятельности на предприятии, его целей и задач.
Разработка политики маркетинга включает следующие действия:
- разработка и согласование товарной политики;
- разработка и согласование политики ценообразования;
- разработка и согласование сбытовой политики;
- разработка и согласование политики продвижения.
На процесс разработки маркетинговой политики влияет ряд факторов:
- специфические цели и задачи создания стратегии маркетинга;
- внутренняя организация маркетинга в компании;
- определение маркетингового бюджета;
- выявление возможностей бизнеса для изменения существующей маркетинговой стратегии и тактики и др.
Процесс разработки политики маркетинга состоит из нескольких этапов:
- сбор и подготовка информации о фактическом состоянии дел в компании с учетом рыночной ситуации, получение экспертного заключения относительно возможностей организации;
- непосредственная разработка маркетинговой политики;
- составление и утверждение необходимых документов по формированию стратегии маркетинга.