Основы совершенствования маркетинга предприятий общественного питания
Маркетинговая деятельность предприятия общественного питания – это реализация мер по эффективному управлению производством и продажей собственной продукции и услуг, ориентированных на удовлетворение потребительского спроса и достижение высокого уровня доходности.
Эффективный маркетинг требует постоянного к себе внимания. Он не является постоянной величиной, а значит, требует своей адаптации к внешним условиям рыночного функционирования хозяйствующего субъекта. Для того, чтобы маркетинг оставался эффективным на протяжении длительного периода времени, его необходимо постоянно совершенствовать.
В основе совершенствования маркетинга предприятие общественного питания лежит оптимизация и развитие всех направлений маркетинговой деятельности заведения, а также повышение общего уровня его конкурентоспособности.
Условно все возможные пути совершенствования маркетинга предприятия общественного питания могут быть подразделены на две группы:
- стратегические;
- тактические.
Стратегические пути совершенствования маркетинговой деятельности заведений общественного питания основаны на изменении подхода к управлению маркетингом, в то время как пути тактического порядка определяются возможностями перераспределения функций и модифицированием структуры маркетинговой службы предприятия. В идеале предприятием общественного питания одновременно должны реализовывать как стратегические, так и тактические пути совершенствования прикладного маркетинга.
Свое воплощение выше обозначенные направления совершенствования маркетинговой деятельности предприятий общественного питания находят в стратегическом и тактическом маркетинговом планировании как основе стратегического и тактического развития фирмы.
Стратегическое маркетинговое развитие предприятия общественного питания ориентировано на долгосрочную перспективу и неразрывно сопряжено с миссией и видением самого заведения. В основе принятия любых стратегических решений лежит всесторонний анализ степени наиболее значимых целей.
Тактическое развитие в основе своей опирается на стратегические планы совершенствования маркетинга. Основные задачи тактического планирования в маркетинге в общем виде представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Общие задачи тактического маркетингового планирования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Практическая разработка тактических планов совершенствования маркетинга предприятий общественного питания строится на основе рассмотрения и обоснования необходимых для их реализации ресурсов и иных технико-экономических характеристик, обеспечивающих за счет достижения поставленных целей максимизацию размеров прибыли при условии поддержания минимальных затрат ресурсов.
В целом справедливо говорить о том, что основными направлениями совершенствования маркетинга предприятий общественного питания в разрезе их стратегического и тактического развития чаще всего выступают анализ рынка, маркетинговое планирование, организация и реализация маркетинг-микса.
Совершенствование маркетинга предприятия общественного питания на функциональном уровне
Практическое совершенствование маркетинга любой организации обусловлено необходимостью развития всего маркетингового комплекса хозяйствующего субъекта, состоящего, как минимум, из четырех компонент – продукт, цена, место и продвижение. В сфере предприятий общественного питания четыре выше названных компонента формируют так называемый «внешний» маркетинг. Помимо него существует маркетинг «внутренний», включающий в себя персонал, сервис и эмоции. Наконец, не стоит забывать и о необходимости развития клиентской удовлетворенности и лояльности.
Итак, рассмотрим совершенствование каждого из элементов комплекса внешнего маркетинга более подробно.
Совершенствование продукта предполагает его подстройку под нужды, потребности и ожидания потребителей. Так, например, если речь идет о ресторане быстрого питания, будет неприемлемо предлагать в меню экзотические и дорогие блюда, требующие мастерства шеф-повара. Продукт должен как нельзя лучше соответствовать портрету целевой потребительской аудитории, непосредственно на которую ориентирована компания.
Не менее важную роль играет совершенствование и рационализация ценовой политики. Уровень цен, устанавливаемых заведением общественного питания, должен быть достаточным для получения им прибыли и, в то же время соответствовать платежным возможностям потребителей. Кроме того, устанавливаемые цены должны быть конкурентоспособны.
Развитие сбыта предполагает совершенствования место и самого процесса оказания услуг в сфере общественного питания. Ему, как правило, уделяется не столь много внимания в рамках развития маркетинга предприятия общественного питания. Куда более важную роль играет совершенствование коммуникационной политики предприятия.
Развитие и совершенствование рыночного продвижения предприятия общественного питания играет определяющую роль в маркетинге. В данном случае речь идет о развитии инструментария маркетинговых коммуникаций и усилении коммуникационного взаимодействия с потребителями. Развитие политики продвижения может осуществляться в разрезе управления ключевыми инструментам маркетинговых коммуникаций, такими как реклама, стимулирование сбыта, PR и личные продажи.
Эксперты утверждают, что процесс совершенствования маркетинга предприятий общественного питания должен носить комплексный характер и реализовываться по следующим направлениям:
- расширение и оптимизация меню, обогащение ассортиментного ряда за счет постоянной разработки новых блюд, совершенствование блюд и способов их приготовления;
- оптимизация ценовой политики в целях балансировки спроса и предложения;
- улучшение методов и способов реализации продуктов общественного питания;
- установление целесообразной пропорциональности по части задействованных каналов распределения;
- развития коммуникативных связей с потребителями в целях стимулирования сбыта продукции общественного питания и эффективного использования средств рекламного воздействия.
В завершение, отметим, что совершенствование маркетинга – это не разовая инициатива. Этот процесс должен носить непрерывный характер.