Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Развитие деловой среды предприятия

Все предметы / Маркетинг / Развитие деловой среды предприятия

Понятие деловой среды предприятия

Определение 1

Деловая среда предприятия – это часть внешней среды организации, составляющая ее непосредственное окружение.

Иначе деловая среда может быть определена в качестве комплекса факторов непосредственного окружения предприятия, выступающего неотъемлемой частью внешней среды. Помимо этого в научной литературе можно встретить и иные подходы к трактовке данного термина. Так, например, некоторые ученые отождествляют деловую среду с бизнес-средой и деловым климатом. Другие и вовсе видят в ней результат взаимодействия правовых, политических, экономических, технологических и иных процессов в обществе. Тем не менее, чаще всего, говоря о деловой среде предприятия, в виду имеется именно его непосредственное окружения. Так будем же и мы придерживается этого подхода.

В системе маркетинга к понятию деловой среды принято относить все то, что находится за пределами предприятия, но при этом взаимодействует с ним, оказывая непосредственное (прямое) влияние на фирму в целом и отдельные ее компоненты в частности.

Деловая среда предприятия имеет свою особую специфику. К числу ее ключевых характеристик принято относить:

  • сложность;
  • подвижность;
  • неопределенность;
  • взаимосвязанность факторов.

Под сложностью деловой среды понимается, прежде всего, число и разнообразие факторов, в значительной мере влияющих на организацию. Ее подвижность определяется скоростью, с которой происходят изменения в окружении предприятия. Неопределённость деловой среды опосредована количеством информации, которой располагает предприятия относительно конкретного ее фактора, а также степенью уверенности в достоверности этой информации. В основе же взаимосвязанности факторов деловой среды лежит уровень силы, с которой изменение одного фактора оказывает влияние на другие факторы.

Базовые компоненты деловой среды предприятия, определяющие ее развитие

Готовые работы на аналогичную тему

Деловая среда предприятия имеет определенный состав и структуру. Ее основные компоненты в общем виде представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.

Базовые элементы деловой среды предприятия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Базовые элементы деловой среды предприятия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Потребители формируют спрос на продукцию компании, обеспечивая ее последующий сбыт и реализацию. Именно на удовлетворение их нужд и потребностей, в конечном счете, направлена все деятельность предприятия. К категории потребителей могут быть отнесены как конечные, так и промежуточные покупатели, физические и юридические лица. Их состав определяется сферой деятельности предприятия, масштабами производства и спецификой выпускаемой им продукции, особенностями рынков сбыта и иными факторами.

Важное место в формировании деловой среды отводится поставщикам материальных и природных ресурсов. Он обеспечивают производственные возможности предприятия.

Не менее важную роль в маркетинге играют рыночные конкуренты – фирмы и предприятия, выпускающие аналогичную (схожую) продукцию. От их поведения зависит уровень и характер конкуренции в отрасли.

Определенная часть деловой среды формируется за счет рыночной инфраструктуры, обеспечивающей предприятие необходимыми ресурсами и возможностями.

Финансовые организации удовлетворяют потребности предприятия в капитале и финансовых услугах, а рынок рабочей силы обеспечивает его трудовыми ресурсами. Транспортные организации обеспечивают доставку и распространение продукции. Консультационные фирмы оказывают различного рода консалтинговые услуги, а страховые организации минимизируют предпринимательские риски.

Помимо прочего к составным компонентам деловой среды предприятия также относятся международный сектор, органы власти, государственные и муниципальные организации.

Все вместе описанные выше компоненты формируют деловую среду, в условиях которой предприятия осуществляет свою рыночную деятельность. Компоненты деловой среды могут оказывать различное влияние на предприятие и перспективы его развития. В частности, это влияние может быть:

  • прямым или косвенным;
  • положительными или отрицательным;
  • сильным или слабым;
  • поддающимся или неподдающимся контролю со стороны предприятия.

Так или иначе, деловая среда слабо подвержена влиянию со стороны предприятия. Напротив, организации вынуждены адаптироваться и подстраиваться под те условия, которые диктует им внешние окружение.

Основы формирования и развития деловой среды предприятия

Деловая среда формируется в процессе деятельности предприятия, со временем меняясь и развиваясь. Обычно изменения в деловой среде происходят в том случае, когда предприятия меняет сферу своей деятельности, видоизменяет стратегию своего развития, переходит на другие рынки сбыта, запускает новый вид продукции и пр. Таким образом, для того, чтобы каким бы то ни было образом повлиять на развитие деловой среды, предприятие должно само проявить определенную инициативу.

Прежде чем говорить о развитии деловой среды предприятия, необходимо четко определить, что входит в ее состав, в какой отрасли (сфере деятельности) функционирует предприятия, с какими элементами внешней среды оно взаимодействует, насколько деятельность предприятия подвержена влиянию внутренних факторов. Лишь после этого можно говорить о развитии деловой среды. При этом важно понимать, каким образом действия предприятия могут сказаться на составных компонентах деловой среды, и какова может быть их ответная реакция.

Как показывает практика, в некоторых случаях деловая среда организации развивается самостоятельно под воздействием внешних факторов. Внешние факторы, в свою очередь, делятся на факторы макро- и микроокружения предприятия. В первом случае речь идет о политических, социальных, экономических, социально-демографических, технологических и иных условий экономики, а во втором – о непосредственном внешнем окружении компании. В отдельных случаях развитие деловой среды отчасти может быть определённым образом спровоцировано за счет изменения внутренней среды самой организации.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Маркетинг» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис