Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Цели и задачи социального маркетинга

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Социальный маркетинг / Цели и задачи социального маркетинга
Цели и задачи социального маркетинга

Понятие и роль социального маркетинга

Современным и перспективным направлением в сфере маркетинга является социальный маркетинг. Он позволяет расширить перечень проблем, которые можно решить также с посредством маркетинговых подходов в целях устойчивого развития общества.

В настоящее время бизнес приобщается к решению общественных и социальных проблем. Для повышения собственного имиджа и укрепления позиций на рынке компании интересуются проблемами социума, не просто создают продукт для него, а стремятся максимально удовлетворить потребности потребителей.

Появление социального маркетинга связано с необходимостью формирования долгосрочных и взаимовыгодных отношений между предпринимателями и потребителями.

Понятие социального маркетинга стали применять в начале 70-х годов прошлого века. Это была попытка внедрить принципы маркетинга и его инструментарий в процесс решения социальных задач и реализации различных идей.

Определение 1

Социальный маркетинг- это деятельность предприятия, которая приносит пользу обществу и не обещает получение дохода.

Как правило, социальный маркетинг – это часть глобальной стратегии бренда. В рамках социальной работы организации осуществляются различные акции и мероприятия. Они должны пересекаться с основной сферой деятельности бренда или сопоставляется с его философией.

Потребность в применении социального маркетинга в бизнесе связана с:

  • желанием контролировать социальные процессы непрямыми методами;
  • применением иных средств платежа (не денежных): оказание помощи, кредит доверия и т.д.;
  • развитием неприбыльной сферы, которая будет привлекать ресурсы для продвижения социальных проектов и программ.
Замечание 1

Социальный маркетинг является эффективным бизнес-инструментом. Он способствует улучшению имиджа компании, формированию бренда организации «с человеческим лицом». Помощь нуждающимся – это одна сторона медали, а применение социальных проектов как PR-инструмент – это другая. В обоих случаях компании не преследуют цель получить мгновенную прибыль. Это длительная работа по установлению благоприятных взаимоотношений.

Основные цели и задачи социального маркетинга

Область применения социального маркетинга достаточно широкая:

  1. здравоохранение;
  2. образование;
  3. наука;
  4. религия;
  5. политика;
  6. искусство и культура;
  7. спорт;
  8. государственное управление;
  9. оборона и безопасность;
  10. благотворительность и др.

Социальный маркетинг нацелен на совершенствование и развитие данных сфер человеческой деятельности.

Замечание 2

Главной целью социального маркетинга является содействие улучшению жизни каждого человека и общества в целом.

Также социальный маркетинг преследует более конкретные цели:

  • достижение понимания человеком социальных процессов и явлений обычной жизни (знание о пользе правильного питания, вреде курения и алкоголя и т.д.), побуждение к разовым действиям (акции массового прививания граждан от гриппа и т.п.);
  • стремление к изменению привычек (обязательное использование детского удерживающего устройства для перевозки детей);
  • изменение стереотипов и неправильных убеждений (труд инвалидов может быть высокоэффективным).

Непосредственно для компаний ключевыми целями социального маркетинга считаются: создание привлекательного образа в глазах потребителей и общества, а также формирование лояльности. Чтобы достичь поставленные цели, организация выбирает социальную проблему и разрабатывает проект ее решения. В качестве помощи компании могут открыть целевой благотворительный фонд или работать в сотрудничестве с существующими фондами.

Предприятия занимаются решением следующих социальных проблем:

  1. экология и защита окружающей среды;
  2. помощь малоимущим гражданам;
  3. идеи и начинания в сфере здравоохранения;
  4. начинания в сфере образования;
  5. помощь детям;
  6. помощь людям, оказавшимся в трудных ситуациях;
  7. равноправие среди всех социальных слоев населения.

Большое значение социальный маркетинг имеет для производителей фастфуда, табачной, алкогольной и фармацевтической продукции. Также его активно применяют все корпорации, которых обвиняли в нанесении вреда окружающей среде, нарушении трудового законодательства (использование труда детей), личных прав граждан и разных свобод. Социальная маркетинговая деятельность компании направлена на решение ряда задач:

  • изучение и оценка целевой аудитории;
  • формирование приверженности потребителей;
  • укрепление бренда в глазах и сознании потребителей;
  • работа над качеством товара/услуги;
  • создание положительного влияния на условия жизни целевой аудитории или всего социума.

Социально-общественных проблем очень много, как и вариантов их решения. Главное условие социальных мероприятий – отсутствие материальной выгоды всех участников. Результатом социального маркетинга является положительный имидж и лояльное отношение общества.

Практика применения социального маркетинга

Удачных и не очень положительных примеров использования социального маркетинга в деятельности компаний предостаточно.

С самого начала своего развития компания Макдоналдс активно участвует в социальной жизни населения. Основное направление – это помощь сиротам. Корпорация организует благотворительные акции и все вырученные средства пересылает соответствующим организациям (детски дома, больницы или фонды).

Российская торговая сеть Эльдорадо, занимающая розничной продажей электроники и бытовой техники, запустила федеральную акцию – Утилизация. Ее суть состояла в том, чтобы покупатели обменивали старую технику на новую. Задача компании – привлечь новых потребителей и реализовать залежавшийся и не пользующийся большим спросом товар. Таким образом Эльдорадо призывало людей избавляться от старой техники, при этом самостоятельно везти холодильник или стиральную машину в магазин не нужно было. Компания предоставляла услуги самовывоза. Главным недостатком такой программы было требование обязательной покупки нового товара взамен на старый.

Мировой бренд Кока-Кола тоже задействован во многих социальных проектах. Когда в СМИ появилась информация об опасных для здоровья ингредиентов этого напитка, компания откорректировала рецептуру, а также солидные суммы выделила на благотворительность.

Замечание 3

Социальный маркетинг очень важен для развития и продвижения крупных корпораций. Компании, которые стремятся к деятельности на глобальном рынке, должна применять социальный отклик для роста лояльности своей клиентуры.