Затраты на маркетинг персонала
Современный менеджмент определяет затраты на персонал как стоимость «покупки» персонала и выгоды, которую приносит сотрудник организации.
Под затратами на маркетинг персонала понимают инвестиции или текущие расходы, которые неоднократно окупаются растущим потоком доходов.
Выделяют две группы расходов на приобретение и использование кадров: внешние и внутренние.
Внешние издержки – это оплата сотрудничества с образовательными структурами, коммерческими организациями по подбору и подготовке сотрудников, центрами занятости населения. Также к этой группе затрат относят расходы на исследовательские и оперативные работы в сфере персонал-маркетинга (маркетинговые исследования, затраты на рекламу, командировки и представительские расходы).
Внутренние затраты включают:
- капитальные вложения в оборудование новых рабочих мест и модернизация существующих;
- инвестиции в дополнительное строительство и оснащение объектов социальной инфраструктуры, учебных подразделений;
- затраты на заработную плату новых работников или с новой квалификацией (включая соцпакет).
На выбор способов покрытия потребности в персонале влияет стратегия маркетинга компании. Именно она способствует разработке профессиональных требований к кадрам, определяет размер расходов на воспроизводство трудовых ресурсов.
Расходы работодателя на персонал включают:
- затраты на оплату труда (фонд заработной платы);
- социальные выплаты;
- расходы, не относящиеся к первой и второй группе.
В состав затрат на оплату труда входят все расходы компании независимо от источников их финансирования: оплата за отработанное и неотработанное время.
Социальные выплаты – это:
- надбавки к пенсиям работников;
- единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда (выплачивает организация);
- взносы на добровольное медицинское страхование и оплата лечения (за счет компании);
- оплата санаторно-курортных путевок;
- компенсации за вред, причиненный на производстве, выплаты иждивенцам погибших, возмещений морального вреда по суду и т.д.;
- компенсации за пребывание детей сотрудников в детских садах;
- компенсации сотрудникам-женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за детьми;
- различные виды материальной помощи (рождение ребенка, стипендии работникам, отправленных на учебу от предприятия);
- оплата проезда на общественном транспорте к месту работу;
- помощь в строительстве жилья и погашении кредитов.
Особенности оценки эффективности маркетинга персонала
В целях роста конкурентоспособности и сохранения прочных позиций на рынке компании стремятся постоянно повышать эффективность отдельных мероприятий и всей деятельности компании. В первую очередь необходимо использовать увеличение эффективности за счет внутренних резервов и получать доход от вложений за счет развития. В этом случае важным компонентом является оценка уровень достигнутой эффективности.
Вопрос оценки маркетинга персонала является наиболее сложной и не до конца изученной проблемой на предприятии. Исследования показываю, что большая доля руководителей в компаниях не удовлетворены системой анализа эффективности. В ней отсутствует четкая структура оценок эффективности и целей, степень достижения которых необходимо оценить
Анализ эффективности управления персоналом – это мощный двигатель роста результативности управленческого процесса. Для получения объективных данных используют различные методы оценки эффективности маркетинга персонала:
- оценка эффективности кадрового маркетинга через оценку удовлетворенности персонала;
- оценка эффективности кадрового маркетинга через оценку удовлетворенности клиентов;
- оценка эффективности кадрового маркетинга через рассмотрение системы взаимосвязанных показателей эффективности.
Оценка эффективности маркетинга персонала через оценку его удовлетворенности
В основе первого метода лежит инструмент для оценки удовлетворенности потребителя «важность – исполнение». Сотрудники – это такие потребители. И компании необходимо повышать их удовлетворенность и развивать лояльность.
Рисунок 1. Оценка эффективности маркетинга персонала на основе инструмента «важность - исполнение». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Данная методика позволять определить места нецелесообразного вложений денежных средств в маркетинг персонала и выявить приоритетные и перспективные направления для инвестирования.
Минусом этого метода является фокусировка внимания на персонале и его удовлетворенности. Конечный потребитель и влияние мероприятий кадрового маркетинга на его отношение к предприятию и его уровень удовлетворенности не изучаются. Соответственно трудно сопоставить результаты оценки с финансовыми показателями деятельности компании. Эти оценки не дадут полного представления об компенсировании вложенных средств в маркетинг персонала в далеком будущем.
Оценка эффективности маркетинга персонала через оценку удовлетворенности клиентов
Целью кадрового маркетинга может быть и высокий уровень удовлетворенности обслуживания клиентов.
Поэтому для определения эффективности персонал-маркетинга применяются любые методы оценки удовлетворенности потребителей:
- анализ «важность-исполнение»;
- опрос покупателей;
- метод «Mystery shopper» (таинственный покупатель).
Первый метод основан на той же технологии, как метод оценки удовлетворенности персонала. В его состав входят определение основных запросов потребителей или свойства товаров посредство проведения глубинных интервью или фокус-группы. Также определяются присутствие и важность свойств и на основе полученных результатов производится оценка удовлетворенности клиентов.
В рамках второго метода выявляются ключевые показатели удовлетворенности потребителей, далее клиентов просят оценить товар или предприятие по данным показателям. Данный метод позволяет также выделить недостатки и проблемы в обслуживании клиентов, выявить направления деятельности, которыми покупатели недовольны.
Метод «Таинственный покупатель» применяется для оценки качества услуг. Он заключается в оценке качества обслуживания специалистами, которые выступает в качестве покупателя. По заранее спланированному сценарию таинственный клиент лично посещает торговые точки или звонит по телефону в офис продаж, задает вопросы, наблюдает, совершает покупки. В результате исследования оценивается качество обслуживания.
Оценка эффективности маркетинга персонала через систему взаимосвязанных показателей эффективности
Если рассматривать маркетинг персонала как способ реализации стратегии через создание единых ценностей у всех работников, понимания стратегии развития предприятия, чувство гордости за компанию, то целью маркетинга персонала является достижении целей предприятия.
В этом случае применяется многоуровневая система взаимосвязанных показателей. Составить систему таких показателей невозможно, но разработать универсальную систему реально.
В такую систему взаимосвязанных показателей входят три группы:
- показатели финансовой эффективности;
- показатели маркетинговой эффективности;
- показатели эффективности работы с персоналом.
В первую категорию включаются рентабельность, прибыльность и уровень доходов. В рамках маркетинговой эффективности оцениваются объем продаж и доля рынка. также изучаются и анализируются имидж товара, бренда и компании, удовлетворенность и удержание клиентов, а также относительное качество продукции. Третья группа - это оценка удовлетворенности персонала, таких параметров, как доверие, мотивация и согласованность.