Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Маркетинг персонала и рынок труда

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Маркетинг персонала и рынок труда
Маркетинг персонала и рынок труда

Понятие, цель и задачи маркетинга персонала

Методология, инструментарий и технологии маркетинга используется во всех сферах деятельности, в том числе и в управлении персоналом. Маркетинг является одной из функций кадрового менеджмента.

Определение 1

Маркетинг персонала – это вид управленческой деятельности, который направлен на долгосрочное обеспечение предприятия кадрами и полное покрытие потребности в квалицированных сотрудниках.

Рабочая сила в маркетинге изучается с двух позиций:

  • как товар, где ключевым аспектом выступают потребительские свойства работников;
  • как покупателя, который приобретает рабочее место, оплачивая его своим трудом.

В итоге образуются два рынка: рынок рабочей силы и рынок рабочих мест. Рабочая сила как товар оценивается работодателем, который принимает решение о выборе сотрудника. Рабочая сила как покупатель сама анализирует и принимает решение о выборе рабочего места, которое способно удовлетворить его желания.

В маркетинг персонала входят следующие виды деятельности:

  1. изучение рынка труда;
  2. анализ качеств кандидатов, их возможностей и требований;
  3. организация рекламы вакансий (должностей): влияние на субъективное восприятие кандидатом преимуществ конкретного рабочего места в компании;
  4. создание резерва возможных претендентов.
Замечание 1

Основная цель маркетинга персонала – это знание рынка труда для покрытия потребности в рабочей силе

Отсюда задачами кадрового маркетинга являются:

  • исследование рынка труда для определения текущих и будущих потребностей в персонале;
  • изучение тенденций развития экономики и производства для создания новых рабочих мест и повышения квалификации кадров;
  • поиск и подбор работников, характеристики которых отвечают требованиям компании.

Управление маркетингом персонала

Маркетинг в области управления персоналом является видом деятельности, который направлен на удовлетворение запросов компании в сфере подбора и обучения кадров. Знание основ маркетинга персонала для специалистов и руководителей HR – подразделения – это ключевое условие эффективной деятельности любого предприятия.

Замечание 2

Сущность маркетинга персонала состоит в обеспечении продаж рабочих мест претендентам и работника, на которые влияют возможности организации и желание сотрудников работать в ней.

Управление маркетингом персонала преследует следующие цели:

  • определение расходов на привлечение и развитие сотрудников;
  • выбор способов покрытия потребностей в кадрах;
  • высвобождение персонала из производства;
  • формирование и поддержание информационной сети в регионе, которая способствует определению спроса и предложения, уровня конкуренции на рынке труда, запросы и требования работодателей.

Маркетинговая деятельность в сфере персонала – это комплекс взаимосвязанных этапов:

  1. определение и оценка источников информации (проведение маркетинговых исследований рынка труда, анализ потребителей рабочей силы, оценка возможностей субъекта трудового рынка);
  2. анализ факторов внешней среды, влияющих на маркетинг персонала (оценка маркетинговой среды);
  3. разработка мероприятий (отбор целевых рынков, сегментирование рынка рабочей силы, прогнозирование спроса, позиционирование рабочей силы);
  4. создание маркетингового плана персона, его исполнение;
  5. оценка эффективности и корректировка.

Исследование рынка труда с позиции кадрового маркетинга

Определение 2

Рынок труда – это комплекс конкурентных связей между субъектами рынка (бизнес, работники и государство) по поводу рекрутинга и использования человека в общественном производстве.

Объектом купли-продажи на этом рынке является право использования рабочей силы, где предметом торговли считаются конкретные знания, умения и компетенции человека. Способности работника обмениваются на заработную плату.

Исследование рынка труда состоит из ряда последовательных стадий:

  1. постановка целей и задач;
  2. изучение структуры рынка труда;
  3. исследование конъюнктуры условий труда;
  4. сегментирование рынка занятости;
  5. позиционирование компании на рынке труда;
  6. разработка комплекса маркетинга;
  7. корректировка при реализации мероприятий.

Первый этап является ключевым, который позволяет ответить на вопросы: зачем проводить исследование, в какие сроки можно получить интересующую информацию, ее стоимость, кто будет исполнителем. Формулирование целей и задач – это прерогатива заказчиков исследования (руководители компаний и отделов персонала, руководители государственных органов).

Суть исследования структуры рынка труда – это получение системной информации о рынке труда. На данном этапе определяются источники информации, изучается структура занятости, проводится оценка привлекательности отраслей. Используются такие методы, как SWOT-анализ, бенчмаркинг и др., которые позволяют выявить конкурентные преимущества выработать решения для эффективной борьбы за персонал. Рыночная конъюнктура влияет на изменение спроса и предложения на рынке труда, а также качественных характеристик (квалификация, способности, умения и знания) персонала и условий труда в организациях – участниках рыночных компании. Критерием привлекательности отрасли является уровень средней заработной платы.

Изучение конъюнктуры условий занятости включает в себя анализ спроса и предложения. Существует прямая зависимость между условиями труда в компании и требованиями к работникам. Исследование спроса и предложения проводится на основе изучения вакансий и резюме на специализированных сайтах.

Сегментирование рынка труда – это многофакторное разделение рынка, где компании являются потребителями рабочей силы и предлагают рынку (соискателям) свои условия труда. Сегментация позволяет предприятию определить занимаемую нишу и позиции конкурирующих фирм, выявить целевые рынки и улучшить свои конкурентные преимущества.

Пятый этап процесса изучения рынка труда – позиционирование – это продолжения предыдущей стадии. Требуется определить конкурентные преимущества из определенной массы информации об условиях занятости для обеспечения привлекательности компании как работодателя. Позиционирование состоит из последовательности действий по выявлению и оценки конкурентных преимуществ и выбора предпочтений потребителей, что закладывается в дальнейшем в разработку комплекса маркетинга.

Комплекс маркетинга, разрабатывай в результате исследования рынка труда включает:

  • товарный комплекс условий занятости в компании;
  • ценовой комплекс;
  • разработка системы продвижения и распределения.

На решения, которые принимаются в рамках компонентов маркетинга-микс, влияет позиционирование отдельных элементов блоков условий занятости.

Последний этап позволяет выявить пробелы и оценить результат с запланированными этапами. Если выявляются несоответствия, то добавляются новые мероприятия также с указанием сроков исполнения и ожидаемыми результатами.

Замечание 3

Данный процесс должен способствовать достижению главной цели маркетинга персонала компании, которая состоит в создании условий для привлечения наиболее профессиональных работников с рынка труда на основе качественного отбора кадров, удержания и развития ценных сотрудников.

comments powered by HyperComments