Понятие и цели ATL-маркетинга
В современных условиях маркетологи придумывают все новые и оригинальные способы воздействия на потребителей. Но традиционные методы со счетов не сбрасываются. Они по-прежнему актуальны и эффективны в определенных случаях.
ATL-маркетинг – это деятельность по разработке и реализации классических способов воздействия на массового потребителя.
История появления ATL и BTL началась в 1954 году. В это время компания Procter & Gamble составляла маркетинговый бюджет. Когда окончательный вариант был направлен ответственному лицу, он обнаружил ошибку. Были указаны расходы на наружную рекламу, теле и радио рекламу, но упущены затраты на такие мероприятия, как раздача листовок, флаеров и брошюр, участие в выставках, конкурсах, проведение дегустаций и промо-акций.
Менеджер поступил так: он провел линию в документе и разделил все затраты на две категории. Так появились понятия ATL (above the line, выше линии) и BTL (below the line, ниже линии).
ATL – маркетинг предполагает применение рекламных технологий высокого уровня и высокой стоимости.
Цели ATL-маркетинга:
- информирование потребителей;
- узнавание товаров, брендов и компании;
- напоминание о компании, бренде и продукте;
- формирование имиджа;
- построение брендов;
- создание легенды продукты.
Основными преимущества ATL-маркетинга являются масштабность и возможность многократного использования. Главный недостаток – высокая стоимость. Для проведения рекламных кампаний организации обращаются в рекламные агентства или привлекают специалистов. Кроме этого возникают трудности при анализе эффективности применения методов ATL-маркетинга.
ATL-маркетинг применяется на макроуровне с охватом широких социальных групп. В этом случае осуществляется мощное, но рассеянное влияние на целевую аудиторию. Потребители не могут отреагировать на рекламное сообщение, поэтому отличительной чертой ATL- маркетинга является однонаправленная коммуникация без обратной связи.
Основные методы ATL-маркетинга
К основным методам ATL-маркетинга относят прямую рекламу, с которой сталкивается человек каждый день:
- наружная реклама;
- реклама на транспорте;
- телереклама;
- радиореклама;
- реклама в прессе;
- реклама в кинотеатрах и других общественных местах.
Каждый метод имеет свои плюсы и минусы. Ожидаемый результат зависит от конкретных целевых потребителей, поэтому все недостатки сбрасывать со счетов нельзя. При грамотной работе маркетологов любой минус может превратиться в преимущество.
Особенности наружной и транспортной рекламы
Наружная реклама преследует человека, как только он оказывается на улице. Многочисленные билборды, растяжки, реклама на общественном транспорте (автобусы, трамвай, метро и др.), световые короба, штендеры, панель-кронштейны и другие. Яркие, красочные и светящиеся рекламные материалы привлекают потенциальных потребителей.
Преимущества наружной рекламы:
- широкий охват аудитории (размещение в любом месте, переключить канал, как в случае с ТВ и радио не получится);
- работа рекламного текста по принципу рекламной частоты (потребители видят сообщение много раз, и оно оседает в их сознании);
- отличное дополнение к другим видам рекламы;
- локальное, региональное или федеральное размещение рекламных материалов;
- минимальные затраты (один раз поставить рекламный щит или стенд и в течение месяца или полугода получать результат).
Недостатки наружной рекламы:
- сложности с определением целевой аудитории;
- реклама не дает полной и подробной информации о товаре или услуге из-за непродолжительного контакта (несколько секунд), расстояние между рекламным материалом и потенциальным клиентом может быть достаточно большим и непригодным для чтения;
- зная свою целевую аудиторию, сложно найти подходящее место для размещения рекламы;
- изготовление рекламного макета и конструкции занимает от 3 недель до 1,5 месяца, за это время клиент уходит к конкуренту и теряется доход;
- погодные условия со временем приводят рекламные материалы в негодность;
- для краткосрочных рекламных кампаний неэффективна.
Транспортная реклама относится, как к наружной рекламе, так и рассматривается как отдельный метод ATL-маркетинга. Основными носителями транспортной рекламы являются: автобусы, трамваи, троллейбусы, поезда метро, маршрутные такси и т. д.
Преимущества транспортной рекламы:
- массовый доступ (большой отклик потенциальных потребителей среди пешеходов и водителей автотранспорта);
- большое число рекламных площадок;
- широкое территориальное размещение рекламы;
- избирательность маршрутов;
- мобильность рекламы;
- ненавязчивость;
- эстетика (реклама придает городскому и иному транспорту привлекательный вид).
Следует отметить, что транспортная реклама имеет высокий уровень окупаемости, так как цена ее вполне доступная. Если она хорошо продумана и организована, т.е. сделан качественный дизайн–проект, выбран оптимальный маршрут, тип автотранспорта, время рекламной кампании, определены целевые потребители, то эффект от такой рекламы будет мгновенный.
Недостатки рекламы на транспорте:
- размытость целевой аудитории;
- ограничение по цене (для малого бизнеса);
- отрицательное влияние погодных условий;
- низкий рекламный эффект вечером и ночью.
Особенности теле, радио и печатной рекламы
Телевизионные рекламные сообщения оказывают большее влияние на аудиторию, чем реклама в печатных изданиях. Большое значение имеет изображение, звук, цвет, движение.
Реклама на радио не имеет той эффективности, что реклама на телевидении. Около 70% населения слушают радио, в основном во время езды на личном автотранспорте. И где-то 10% рекламодателей используют радио как носитель рекламы.
Реклама в прессе уже не имеет такой эффективности, как раньше. К печатной рекламе относят: рекламу в газетах, журналах, флаеры, брошюры, листовки.
Рисунок 1. Преимущества и недостатки рекламы в СМИ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенности рекламы в кинотеатрах
Реклама в кинотеатрах – одно из самых перспективных направлений. Причина высокой эффективности воздействия рекламы непосредственно перед киносеансом, состоит в положительном эмоциональном настрое зрителей. Они смотрят рекламу, сидя в удобных креслах, с напитками и попкорном, будучи в предвкушении приятного просмотра фильма.
Преимущества рекламы в кинотеатрах:
- положительная реакция;
- высокая степень запоминаемости;
- неизбежность просмотра рекламы перед сеансом;
- высокая эффективность;
- продуктивность.
Но, не смотря на преимущества, у рекламы в кинотеатрах есть и недостатки. Во-первых, киноролики достаточно короткие. Во-вторых, такая реклама стоит дороже, чем телевизионная, так как она требует определенной оригинальности, наложения музыки и спецэффектов. В-третьих, реклама должна быть красочной и запоминающейся, без указания контактов, зрители не будут записать телефоны и адреса. Кроме этого, реклама не должна длится дольше одного месяца, иначе она перестанет быть эффективной.