Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Маркетинговые исследования на рынке транспортных услуг

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Маркетинговые исследования на рынке транспортных услуг
Маркетинговые исследования на рынке транспортных услуг

Сущность и особенности рынка транспортных услуг

Определение 1

Рынок транспортных услуг – это совокупность экономических отношений, складывающихся в сфере обмена между производителями транспортных услуг и их потребителями.

Как правило, в роли производителей транспортных услуг выступают компании, оказывающие услуги по перевозке грузов и пассажиров, а в роли потребителей – непосредственно те, кто испытывает эту потребность в перевозке. Иначе рынок транспортных услуг может быть определен в качестве своего рода сферы осуществления перевозок, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, подсобно-вспомогательных и иных видов услуг (работ), которые так или иначе связаны с перевозками.

Помощь со студенческой работой на тему
Маркетинговые исследования на рынке транспортных услуг

Рынок транспортных услуг, формируется за счет компаний, предлагающих транспортные услуги. Основные виды транспорта, используемые в современном мире, представлены на рисунке 1. Каждый из них имеет свои особенности, преимущества и недостатки.

Основные виды транспорта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Основные виды транспорта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На рынке транспортных услуг выбор того или иного транспорта для организации перевозок определяется множеством факторов. Отдельные транспортные компании могут специализироваться на перевозке определенным видом транспорта или же предоставлять рынку широкий комплекс транспортных и смешных с ними услуг.

Так или иначе, рынок транспортных услуг имеет свою специфику. Его ключевые особенности сводятся к следующему:

  • во-первых, он тесно связан с рынком вещественных товаров, но при этом является вторичным по отношению к нему;
  • во-вторых, он имеет ярко выраженную сегментацию (по видам транспорта, типам подвижного состава и по географическому признаку);
  • в-третьих, он моноцентричен;
  • в-четвертых, он отличается высокой степенью напряженности;
  • в-пятых, он отличается некой неопределенностью, вызванной возможностью взаимозаменяемости и взаимодополняемости видов транспорта;
  • в-шестых, наблюдается постепенная интеграция рынка отдельных транспортных средств в единый транспортный рынок.

В целом справедливо говорить о том, что рынок транспортных услуг представляет своего рода экономическую систему, состоящую из определенных элементов (производители транспортных услуг, клиенты, поставщики, посредники, государство и пр.). Все эти элементы качественно отличаются друг от друга. Так или иначе, они взаимосвязаны и взаимозависимы между собой. Специфической особенностью транспортного рынка выступает тот факт, что сделки здесь заключаются на продукцию, которая еще не произведена и будет потребляться одновременно с ее производством.

Понятие маркетинговых исследований

Маркетинговые исследования представляют собой одну из форм бизнес-исследований, основанную на принципах прикладной социологии. В большинстве своем они предполагают необходимость систематизированного, сбора, накопления, обработки и анализа данных о состоянии и тенденциях изменения рынков, их отдельных сегментов, участников и институтов.

В зависимости от места проведения маркетинговые исследования могут быть кабинетными и полевыми. По охвату рынка они подразделяются на сплошные и выборочные. Так или иначе, они могут проводиться в двух разрезах: быть направленными на оценку фактических данных прошедшего времени в целях подстройки тех или иных рыночных параметров либо быть предназначенными для получения мнений и значений, используемых впоследствии для прогнозирования будущих событий и тенденций.

Основополагающими целями проведения маркетинговых исследований выступают обеспечение обоснованности и точности последующих управленческих решений, принимаемых в сфере маркетинга, а также снижение уровня неопределенности, связанной с их принятием. Базовые задачи маркетинговых исследований сводятся к:

  • подтверждению либо опровержению гипотез;
  • проверке соответствия фактов запланированному;
  • верификации текущего состояния исследуемого объекта.
Замечание 1

Благодаря проведению маркетинговых исследований определяется емкость и доля рынка, анализируется потребительское поведение, изучаются каналы сбыта, оцениваются рыночные конкуренты. Сегодня представить себе маркетинговую деятельность без проведения маркетинговых исследований и использования их результатов практически невозможно.

Специфика маркетинговых исследований на рынке транспортных услуг

Рынок транспортных услуг, как и любой другой рынок, выступает составной частью маркетинговой среды и требует своего анализа. Одним из методов его изучения выступает проведение маркетинговых исследований. Обычно исследование рынка транспортных услуг проводится по следующим направлениям:

  • определение размеров рынка или сферы обмена, т.е. территории, которую обслуживает то или иное транспортное предприятие;
  • оценка спроса на предлагаемые услуги, включая оценку уровня насыщенности рынка конкурирующими услугами;
  • описание структуры рынка и его базовых сегментов;
  • изучение и анализ деятельности транспортных предприятий – перевозчиков, функционирующих на данном рынке;
  • оценка объемов и структуры спроса на услуги.

В результате проведения подобного рода исследований и анализа их результатов определяется круг потенциальных клиентов, выявляется перечень товаров и услуг, пользующихся спросом, а также определяются конкуренты и производится анализ их предложений. Особое внимание в рамках проведения маркетинговых исследований на рынке транспортных услуг уделяется изучению потребителей, их нужд, потребностей, ожиданий. Также оценке подвергается их лояльность к транспортной кампании и общая модель принятия потребительских решений о покупке.

Маркетинговые исследования рынка транспортных услуг могут быть организованы компанией самостоятельно либо же для их проведения она может обратиться в стороннюю специализированную организацию, т.е. передать функцию маркетинговых исследований на аутсорсинг. Для анализа рынка транспортных услуг оценке подвергаются как первичные, так и вторичные данные. В данной сфере чаще всего используются следующие методы маркетинговых исследований: опросы, фокус-группы, глубинные интервью, тесты.