Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Элементы маркетинговой среды

Все предметы / Маркетинг / Маркетинговая среда / Элементы маркетинговой среды

Определение среды в маркетинге

Любая предпринимательская деятельность, равно как и любой субъект хозяйствования, в процессе своего функционирования, так или иначе, контактирует с маркетинговой средой, которая в значительной степени предопределяет общие результаты хозяйствования.

Под маркетинговой средой (средой маркетинга) в общем смысле принято понимать совокупность субъектов, событий и сил, оказывающих влияние на возможности установления и поддержания успешных и взаимовыгодных отношений сотрудничества с целевыми потребителями. Иначе говоря, это все то, что окружает предприятие и оказывает влияние на его деятельность, включая ее маркетинговую составляющую. Подобное влияние, в свою очередь, может быть как прямым, так и опосредованным.

Говоря о маркетинговой среде, особе внимание следует уделять факторам, ее формирующим. Все множество факторов маркетинговой среды условно принято делить на несколько разновидностей:

  • в зависимости от источника возникновения выделяют внешние и внутренние факторы маркетинговой среды;
  • по направленности воздействия факторы маркетинговой среды могут быть положительным или отрицательными;
  • по характеру воздействия разграничивают факторы маркетинговой среды прямого и косвенного влияния;
  • в зависимости от возможности контроля со стороны предприятия выделяют подконтрольные факторы маркетинговой среды и факторы, не поддающиеся контролю.

Именно эти факторы во всем своем многообразии определяют характер маркетинговой среды и ее влияние на деятельность предприятия.

Структурные элементы маркетинговой среды

Факторы маркетинговой среды, разграниченные по критерию источника возникновения, формируют ее элементные состав (рисунок 1).

Структура маркетинговой среды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Структура маркетинговой среды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

Итак, основными (базовыми) компонентами маркетинговой среды считаются внешнее окружение и внутренний потенциал.

Внешняя маркетинговая среда подразделяется на два базовых компонента макро-маркетинговая и микро-маркетинговая среда. Все вместе они отражают внешнее окружение предприятия, то есть все те факторы, условия и субъекты, что функционируют за пределами организации, но при этом оказывают влияние на ее деятельность. Фактически они формируют угрозы и создают новые возможности для развития бизнеса.

Внутренняя маркетинговая среда представлена всем тем, чем обладает предприятие и что поддается контролю и управлению с его стороны. Она отражает сильные и слабые стороны бизнеса.

Рассмотрим элементный состав внешней и внутренней маркетинговой среды более подробно.

Внешняя маркетинговая среда

Элементный состав внешней маркетинговой среды (внешнего маркетингового окружения предприятия, организации, фирмы) целесообразно рассматривать в разрезе двух ее составляющих – макро и микро среды.

Макромаркетинговая среда представлена той частью внешнего окружения, которая формирует базовые условия хозяйствования и в одинаковой степени воздействует на всех участников рынка. Как правило, она характеризуется высокой степенью автономии, а само предприятие не имеет абсолютно никаких возможностей для того, чтобы оказывать на нее какое бы то ни было влияние.

К основным компонентам макросреды маркетинга принято относить факторы политического, социально-демографического, научно-технического и экономического порядка. Также сюда включают природно-географические условия хозяйствования.

Микромаркетинговая среда представлена непосредственным внешним окружением, то есть теми субъектами, которые функционируют (существуют) на одном с предприятием рынке, и которые, так или иначе, заинтересованы в результатах его деятельности. Несмотря на то, что предприятие не может их контролировать, оно может видоизменять отношения с ними.

К основным компонентам микросреды маркетинга принято относить:

  • потребителей;
  • конкурентов;
  • поставщиков;
  • рыночных посредников;
  • контактные аудитории.
Замечание 2

Каждая группа субъектов, так или иначе, связана с деятельностью предприятия и/или заинтересована в результатах его деятельности. При этом взаимоотношения, с ними выстраиваемые, оказывают прямое влияние на процесс хозяйствования и его результаты.

Внутренняя маркетинговая среда

Внутренняя среда маркетинга характеризует производственные и маркетинговые возможности предприятия. Чем более они развиты, тем выше потенциал развития бизнеса и тем более конкурентоспособна организация в условиях рыночного хозяйствования.

К основным структурным компонентам внутренней среды маркетинга принято относить:

  • комплекс-маркетинга (маркетинг-микс);
  • имидж и рыночную репутацию предприятия;
  • организацию маркетинговой деятельности;
  • кадровый потенциал;
  • финансовые и производственные возможности;
  • навыки и компетенции высшего руководства и т.п.

Особая роль среди них уделяется маркетинговым возможностям предприятия и тем элементам маркетинга, которые он использует в процессе своей хозяйственной деятельности. В частности, речь идет об продуктовой и ценовой политике, системе продвижения и сбыта продукции.

Продуктовая политика включает в себя ассортимент и номенклатуру выпускаемой продукции, ее качество, упаковку, дизайн и стиль, уровень сервисного обслуживания клиентов и пр. Ценовая политика определяется характером и принципами ценообразования, наличием или отсутствием скидок и акций, возможностями ценовой дискриминации и т.п.

Сбытовая политика обеспечивает реализацию продукции в местах продаж. В ее состав входят выбор способов и видов дистрибуции, управление логистикой и запасами товаров, условиями и правилами их выкладки и т.п.

Политика в области продвижения опирается на выбор тех или иных каналов коммуникации с клиентами, способов рекламы и стимулирования сбыта, построения связей с общественностью и пр.

Однако эти компоненты не могут рассматриваться отдельно от прочих компонентов внутренней среды. Именно поэтому их следует изучать и анализировать в совокупности с прочими характеристиками предприятия и общими результатами его деятельности.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Маркетинг» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис