Понятие и виды маркетинговой деятельности
В основе маркетинговой деятельности любой компании лежит ориентация на потребителя. Необходимо не просто стремится к повышению спроса, а влиять на него такими способами, чтобы он соответствовал предложению.
Маркетинговая деятельность – это совокупность мероприятий, которые направлены на изучение следующих вопросов:
- анализ внешней среды (поставщики, конкуренты, выявляются факторы, способствующие коммерческому успеху или препятствующие ему)
- анализ потенциальных и существующих потребителей (оценка демографических, экономических, географических и других характеристик, которые позволяют принимать решение о покупке, также изучение потребностей, запросов потребителей и процессов приобретения продукции компании и конкурентов);
- изучение товарного ассортимента компании и планирование новинок (разработка концепции новых товаров или программы совершенствования старой продукции);
- планирование распределения и реализации продукции (создание сбытовых сетей со складами и торговыми точками и агентских сетей);
- формирование спроса и стимулирование сбыта (система ФОССТИС: комбинирование инструментов продвижения и внедрение стимулов для покупателей, дистрибьюторов и продавцов);
- ценовая политика (определение уровня цен, система скидок и т.д.);
- удовлетворение технических и социальных норм государства (обеспечение безопасности продукции для человека и окружающей среды);
- управление маркетингом как системой (планирование, разработка, внедрение и контроль маркетинговых мероприятий, оценка эффективности и рисков).
Ключевая цель маркетинговой деятельности заключается в том, чтобы при минимальных затратах максимально полно удовлетворить потребности потребителей и получить ожидаемую прибыль.
Выделяют четыре основных вида маркетинговой деятельности:
- продуктовая;
- производственная;
- сбытовая;
- потребительского спроса.
Компания может быть ориентирована исключительно на свою продукцию. В этом случае она опирается на прогноз спроса, а при производстве основное внимание уделяется качественным характеристикам товара. В любом случае предприятие проводит анализ потребностей и запросов потребителей, чтобы создавать востребованный товар.
При ориентации на производство большое внимание уделяется затратам и способам их минимизации. Продукция выпускается с учетом текущего спроса по ценам, которые потребитель готов заплатить.
Третий вид маркетинговой деятельности ориентирован на объем продаж, на быстрое обновление линии товаров и ускорении товарооборота. Компания изучает текущий платежеспособный спрос, который приведет к получение высокой прибыли в короткие сроки.
Последний вид направлен на непрекращающийся процесс удовлетворения потребностей потребителей. Компании проводят маркетинговые исследования, адаптируются под изменения в спросе и совершенствуют свою товарную политику.
Субъекты маркетинговой деятельности
В маркетинговой деятельности выделают профессиональных и непрофессиональных субъектов. Каждый субъект выполняет свою роль и свои функции. Но ответственность за выполнение всех маркетинговых функций никто не берет. Но их можно делегировать или распределять между другими участниками рынка.
Рисунок 1. Основные субъекты маркетинговой деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Профессиональными субъектами маркетинга считаются:
- компании-производители и обслуживающие организации – это предприятия, которые выпускают товары и оказывают услуги;
- поставщики – это компании, которые обеспечивают другие организации необходимыми ресурсами;
- конкуренты – это частные лица или фирмы, которые выпускают аналогичную продукцию или оказывающие аналогичные услуги;
- посредники – юридические или физические лица, которые помогают производителям доставлять, продвигать и реализовывать продукцию потребителям.
- компании оптовой торговли – это фирмы или предприятия, которые участвуют в распределении продукции другим компаниям для последующей перепродажи или используют приобретенную продукцию для производства готовых товаров;
- розничные торговцы – это торговые предприятия, которые участвуют в распределении продукции для ее сбыта конечным потребителям;
- специалисты по маркетингу – это консалтинговые и аудиторские компании, которые оказывают специализированные услуги по управлению маркетингом.
Также к профессиональным субъектам маркетинговой деятельности относят рекламные агентства и компании, занимающиеся брендингом. Они оказывают услуги предприятиям по организации и управлению маркетинговыми коммуникациями, разработке торговых марко и брендов.
Непрофессиональные субъекты – это конечные потребители (т.е. физические лица, которые приобретают товары для личного потребления) и компании-потребители (юридические лица, которые приобретают товары для своей деятельности).
Объекты маркетинговой деятельности
Рисунок 2. Объекты маркетинговой деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основными объектами маркетинга являются:
- материальные товары – это товары индивидуального потребления, производственного назначения, а также для государственных и социальных нужд;
- услуги – являются нематериальными, их нельзя попробовать перед покупкой, они неосязаемы, имеют непостоянное качество (не поддаются стандартизации и зависят от уровня компетенции исполнителя), а также их нельзя складировать (бытовые, финансовые, страховые, транспортные услуги, услуги связи и т.д.);
- идеи – связаны с интеллектуальными услугами, являются еще более нематериальными и нуждаются в «материализации» до принятия решения о покупке, зависит от развитости правового обеспечения авторских прав (проекты, технологии, ноу-хау, патенты, прогнозы и сценарии развития);
- организации – делятся на проектируемые и существующие, рассматриваются различные организационные структуры, основные фонды и оборотные средства, наличие бренда или торговой марки, имидж и репутация компании;
- личности – трудовые ресурсы, отдельные сотрудники и коллективы в различных сферах (спорт, медицина, культура, наука, образование и др.);
- территории – это жилье, зоны отдыха, нежилые здания, земля в качестве объекта инвестирования.