Понятие и сущность маркетинга в предпринимательской деятельности
Маркетинг в предпринимательской деятельности – это система организации деятельности фирмы в сфере разработки, производства и сбыта товаров и услуг на основе изучения потребительских запросов в целях получения высокой прибыли.
Сегодня маркетинг является неотъемлемой частью рыночной экономики. В процессе осуществления своей производственно-коммерческой деятельности предприниматели довольно часто опираются на маркетинговую информацию, результаты маркетинговых исследований, выводы и рекомендации маркетологов.
Современный маркетинг охватывает все виды деятельности субъектов предпринимательства, начиная от опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ и заканчивая производством, рыночным продвижением и потреблением продукта.
Маркетинг в сфере предпринимательской деятельности выполняет множество различных функций, среди которых есть организация и управление комплексом деловой активности, которая связана непосредственно с выявлением покупательной способности потребителей. Условно все функции маркетинга подразделяются на четыре типа:
- аналитические;
- производственные;
- распределительно-сбытовые;
- управленческие.
В своей совокупности они обеспечивают управление все маркетинговой деятельностью фирмы, без эффективной реализации которой рыночных успех бизнеса в долгосрочном периоде попросту невозможен.
Основополагающим принципом организации маркетинга в предпринимательской деятельности выступает ориентация на потребителя, что сопряжено с выявлением того, что желает потребитель, и обеспечением его этой продукцией. В зависимости от потребительских предпочтений и интересов меняется спрос, а вместе с ним и номенклатура выпускаемых фирмой изделий (оказываемых услуг). Появление каждого нового продукта служит реакцией компании на существующий и возникающий спрос со стороны потребителей – населения, промышленности и органов власти.
Центральным звеном маркетинга в предпринимательстве выступают ориентация и комплексность. Вместе они заставляют компанию подчинять свою техническую, производственную, коммерческую, финансовую и экономическую деятельность целям маркетинга.
Виды маркетинга и подходы к его осуществлению в предпринимательской деятельности
Маркетинг в предпринимательской деятельности отличается довольно обширной классификацией. Так, в зависимости от характера спроса потребителей маркетинг подразделяется на конверсионный, развивающий, стимулирующий, поддерживающий, противодействующий, синхромаркетинг, ремаркетинг и демаркетинг. Несмотря на то, что данная классификация считается одной из наиболее популярных и общепринятых, она является далеко не единственной.
В зависимости от характера и масштаба деятельности маркетинг подразделяется на следующие разновидности:
- дифференцированный;
- недифференцированный (массовый);
- концентрированный (целевой);
- персональный.
В рамках дифференцированного маркетинга различным группам потребителей предлагаются различные предметы маркетинга, создаваемые специально с целью наилучшего удовлетворения потребности каждой из потребительских групп. Недифференцированный маркетинг, напротив, ориентирован на одновременное удовлетворение потребностей большого числа потребителей одними и теми же предметами маркетинга.
Целевой маркетинг направлен на удовлетворение потребностей узкой группы потенциальных потребителей посредством предложения им продукта, имеющего особые характеристики. В основе персонального маркетинга лежат прямые личные коммуникации между товаропроизводителем (рыночным продавцом) и потребителями (покупателями).
К числу основных подходов маркетинга в предпринимательской деятельности относятся следующие маркетинговые концепции: совершенствование производства или товара, интенсификация коммерческих усилий, социально-этический маркетинг и пр.
Структура маркетинга в предпринимательской деятельности
Маркетинг содержит в себе четыре вида предпринимательской деятельности, иначе называемых базовыми элементами комплекса маркетинга. К ним относятся продукт, цена место и продвижения. Вместе они формируют стандартных маркетинг-микс 4Р. Однако, он имеет и расширенные модели (рисунок 1).
Рисунок 1. Простая и расширенная модели маркетинг-микса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Компонент «продукт» находит свое воплощение в товарной политике. Он связан с разработкой и изготовлением продукта, необходимого потребителю, с соответствующей упаковкой и обслуживанием.
Компонент «цена» отражается в ценовой политике фирмы, связанной непосредственно с установлением цен, которые, с одной стороны были бы приемлемы для потребителей, а с другой – обеспечивали бы предприятию достаточный уровень прибыли.
Элемент «продвижение» возглавляет коммуникационную политику фирмы. Он опосредован организацией процесса рыночного продвижения товаров и услуг компании и выстраиванием коммуникационных связей с потребителями и иными группами стейкхолдеров. К числу основных инструментов маркетинговых коммуникаций, задействованных в предпринимательской деятельности, принято относить рекламу, стимулирование сбыта, личные продажи и связи с общественностью или PR.
Четвертый компонент «место» воплощается в сбытовой политике, также играющей важную роль в предпринимательской деятельности. Сбытовая политика фирмы предопределяет порядок и условия доставки товара к определенному месту продажи посредством использования различных каналов распределения.
Четыре выше описанных компонента принято называть структурой маркетинга в предпринимательской деятельности. В том случае, если последняя связана с оказанием услуг, к ней могут быть добавлены такие элементы, как «люди», «процесс» и «физическое окружение». К «людям» в данном случае относят тех, кто способен оказывать влияние на рыночное восприятие продукта или услуги (прежде всего, это персонал, задействованный в обслуживании клиентов). Компонент «процесс» предопределяет взаимодействие между потребителем и компанией. «Физическое окружение» включает в себя материально-вещественные объекты и визуальные образы, позволяющие потенциальным потребителям оценивать и прогнозировать качество будущей услуги.