Организация территориального маркетинга
Территория также, как товар или услуга, является объектом маркетингового управления. В этом случае под управлением маркетинга территории понимают процесс постановки стратегических целей, планирование и выполнения программ маркетинга, которые направлены на реализацию территориального продукта с помощью взаимовыгодных обменов с заинтересованными лицами с точки зрения концепции устойчивого развития территории.
Этапы организации территориального маркетинга:
- комплексный ситуационный анализ;
- сегментационный анализ;
- постановка целей развития территории;
- разработка операционного плана с детальным планированием мероприятий по всем составляющим маркетинга-микс.
На первом этапе осуществляется комплексная ситуационная оценка, которая позволяет выявить стратегические цели и задачи развития территории на основе маркетингового подхода, основанного на принципах ориентации на интересы и потребности субъектов территории (жителей, предпринимателей, инвесторов, государственных органов власти и других заинтересованных лиц).
Ситуационный анализ включает оценку внешней среды, деятельности конкурентов, внутренний анализ сильных и слабых сторон территории, а также оценка потенциала территории (определение точек роста, развития культуры и др.).
Результаты анализа – это основа разработки маркетинговой стратегии территории, которая включает формулирование стратегических, функциональных и оперативных целей, а также ключевые индикаторы устойчивого развития.
Второй этап – это проведение сегментационного анализа, отбор целевых сегментов для территории, а также разработка ключевых направлений для позиционирования территории на фоне конкурентов. В этом случае применяется концепция STP (segmentation — сегментация, targeting — нацеливание, positioning — позиционирование).
На третьем этапе ставятся цели для развития территории, которые обязательно должны соотносится с общей стратегией развития территории по всем направлениям (социально-экономическим, культурным, научным, экологическим и др.). Также разрабатывается система показателей, позволяющие оценивать результаты маркетинговых усилий.
Четвертый этап – разработка плана маркетинга в разрезе всех элементов комплекса маркетинга. В рамках управления территориальным маркетингом используется не традиционный 4Р, а расширенный комплекс элементов (5Р). Дополнительный компонент – люди (people). Это заинтересованные лица в развитии территории.
Процесс управления маркетингом территории
Территории (страны, регионы, города) осуществляют маркетинговое управление на стратегическом уровне после анализа потребностей целевой аудитории, сегментации и оценки возможностей и угроз развития территории. Это проводится при разработке стратегий социально-экономического развития территорий.
На операционном уровне субъекты территориального маркетинга сосредотачиваются на определенных сегментах рынка, осуществляют позиционирование территории с применением брендинга. В итоге для каждого целевого сегмента разрабатывается свой комплекс маркетинга, который должен удовлетворять его запросы и требования.
Территориальный комплекс маркетинга осуществляется за счет формирования государственных и частных программ и проектов с собственным бюджетом и показателями эффективности.
Программы и проекты каждой территории рассматриваются как часть операционного маркетинга, которые составляются исходя из стратегических приоритетов развития страны, региона или муниципалитета.
Процесс управления маркетингом территории включает следующие уровни:
- стратегический уровень;
- операционный уровень;
- реализация маркетинговых мероприятий и их воздействие на целевую аудиторию;
- «черный ящик» сознания потребителя (субъекта) территории;
- ответная реакция, обратная связь потребителя территории.
Стратегический уровень управления территорией состоит из ряда этапов:
- анализ базового рынка и потребностей потребителей (субъектов) территории;
- сегментирование рынка;
- анализ потенциала предпринимателей;
- оценка деятельности и поведения конкурентов;
- выбор стратегии развития.
Операционный уровень управления территорией:
- выбор целевого сегмента;
- определение позиции территории среди конкурентов (процедура позиционирования);
- разработка комплекса маркетинга;
- составление маркетингового бюджета.
Реализация маркетинговых мероприятий:
- выполнение маркетинговых программ, проектов и стратегий;
- маркетинговый контроль за реализацией стратегий, проектов и программ.
«Черный ящик» сознания потребителей территории – это набор внутренних и внешних стимулов, которые влияют на процесс принятия решений субъектами территории (определение места жительства, ведения бизнеса и т.д.).
Этот уровень включает:
- описание целевой аудитории;
- процесс принятия решений по поводу предложений территории.
Уровень ответной реакции субъектов территории содержит следующие действия:
- выбор территории с благоприятными условиями для жизни и работы;
- выбор территории для ведения бизнеса;
- выбор территории для вложения денежных средств и иных ресурсов;
- выбор территории для отдыха.
Управление развитием территории
Управление развитием территории проводится посредством широкого набора действий. Они позволяют местной администрации стимулирует развитие экономики, формирует рабочие места и расширяет потенциал тех направлений деятельности, в которых заинтересовано общество, население, бизнес.
Управление территориальным развитием – это организуемые действия, которые направлены на обеспечение устойчивого и уравновешенного воспроизводства социально-экономического, природного и хозяйственного потенциала территории при положительной динамики уровня и качества жизни людей.
Ключевая цель развития любой территории – это улучшение качества жизни населения. Этот процесс состоит из трех элементов:
- увеличение доходов, улучшение здоровья населения, повышение уровня образования;
- формирование условий, приводящие к росту самоуважения людей в результате создания социальной, экономической, политической и институциональной системы, которые направлены на уважение человеческого достоинства;
- повышение степени личной, а также экономической свободы людей.
Основные признаки развитии территории:
- устойчивость;
- длительное сохранение условий воспроизводства возможностей и ресурсов территории;
- сбалансированность развития мест;
- соблюдение пропорций основных элементов потенциала территории (например, численность населения и развитие транспортных сетей).
Маркетинг территории – это непрерывный процесс, в который вовлечены все заинтересованные лица. Каждый субъект интересен территории с позиции привлечения инвестиций, выгодных проектов.